15 июля открывается выставка «Всё остаётся людям», посвящённая 85-летию канала Москва-Волга
Наша выставка посвящена истории канала Москва-Волга, именно так до 1947 года назывался канал им. Москвы. В 2022 году канал отмечает двойной юбилей: исполняется 90 лет с начала его строительства и 85 лет с момента ввода его в эксплуатацию. (1932-1937 гг.)
Общая длина канала от Волги до Москвы-реки составила 128 км, для чего требовалось переместить 200 млн. м3 грунта. Огромное количество работ производилось вручную при помощи кирки и тачки. Канал должен был направить воду из верховьев Волги в мелеющую реку Москву, чтобы помочь быстро растущему мегаполису.
Для строительства канала Москва –Волга был создан лагерь для заключенных с управлением в Дмитрове. Участки Дмитлага располагались вдоль всего строительства канала. Ценой невероятных усилий многих тысяч людей, огромных финансовых затрат канал Москва-Волга был построен за 4 года и 8 месяцев и стал выдающимся гидротехническим сооружением ХХ века. Он верой и правдой служит нам.
За 85 лет беспрерывной работы на благо столицы он ни разу не подвел город. Он дает Москве чистую воду и свет, является прекрасным местом отдыха тысяч жителей Москвы и гостей города.
В годы ВОВ стал надежным защитником Москвы, преградив путь фашистам на подступах к столице.
Теперь ему требуется внимание и забота: берега разрушаются, техника постепенно выходит из строя.
Мы хотим, чтобы люди, живущие на берегах канала, знали его историю, понимали его значение для всех нас и страны в целом и чтили память тех, кто его построил.
Адрес музейно-выставочного комплекса: ГО Химки, Ленинский пр. ПКиО им. Л.Н. Толстого. Тел. +7 (495)572-46-94, E-mail: khimki-mk@mail.ru
Молитва памяти строителям канала организована Преображенским православным обществом.
Выставка подготовлена Химкинским Краеведческим обществом, краеведческим обществом «Москва-Волга», Долгопрудненским историко-художественным музеем.
Куратор выставки О.Л. Подборская
-2 комментария-
К вопросу фото шлюза №3 — «Каравелла Колумба» — из каких источников известно, что это именно каравелла Колумба?, т.е предположительно «Санта-Мария», «Нинья» или «Пинта». Не совсем понятно, какое она имеет отношение к каналу? Но самое главное — архитектоника представленного экземпляра дает основание утверждать, что к эпохе Великих географических открытий этот корабль не имеет никакого отношения. Скорее всего, это гукор «Святой Петр», т.е. корабль, относящийся к XVIII веку
«Особый интерес в системе шлюзов центральной части канала представляет шлюз № 3 (Яхромский узел, арх. Мовчан). Башни управления верхней головы имеют значительную высоту и четко расчленены по горизонтали на две части: первые два этажа, как бы вырастая из массива устоя, скромны своей отделкой; верхний этаж, благодаря рельефу пилястров, балконов и эркеров, кажется более облегченным. Здание облицовано искусственным камнем. Башни нижней головы трактованы как пьедесталы для установленных на них моделей старинных кораблей—каравелл Колумба. Облицованы башни естественным камнем и цоколем из лабрадорита. Выполненные из меди по металлическому каркасу, каравеллы являются довольно точным воспроизведением корабля «Санта Мария», на котором Христофор Колумб пересек Атлантический океан и открыл Новый Свет. Можно утверждать, что на примере башен управления шлюза № 3 в известной мере достигнуто синтетическое слияние архитектуры и скульптуры, и их органическая взаимосвязь выявляет архитектурный образ канала Москва-Волга.» — архитектор В.М. Перлин «Архитектура канала Москва-Волга» // Архитектура канала Москва-Волга. Под ред. И.Г. Сушкевич. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры. М.- 1939. С.22. (http://moskva-volga.ru/arhitektura-kanala-moskva-volga/)
«Башни нижней головы в целом трактованы как постаменты для завершающих их скульптур. Эти скульптуры изображают каравеллы, являющиеся почти точным воспроизведением корабля Христофора Колумба «Санта Мария», на котором великий мореплаватель впервые достиг Нового Света. Каравеллы, изображенные с развевающимися парусами, выполнены из меди по металлическому каркасу.
Таким образом, если башни верхней головы в своей тематике посвящены героике строительства канала (что отмечено мемориальными досками и эмблемами Советского Союза), то башни нижней головы должны напоминать об истории мореходства» — А.И. Михайлов. Архитектура канала Москва-Волга. Под ред. арх. И.Н, Магидина. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры. М.-1939. С.34 (http://moskva-volga.ru/mihajlov-a-i-arhitektura-kanala-moskva-volga/)