Малоизвестные страницы истории войны
14 ноября в рамках проведения краеведческого фестиваля школьных музеев в выставочно-музейном комплексе Артишок прошел урок по теме: «Авиаперегоночная трасса «Аляска-Сибирь», по которой с 1942 по 1945 гг. из США (штат Аляска) по договору Ленд-лиз перегоняли военные самолеты. Урок провела О.Л. Подборская, которая много лет жила и работала в Красноярске.
Красноярск был начальной и конечной точкой этой трассы. Далее самолеты летели в Москву и в Сталинград, прямо на фронт. Всего по трассе было перегнано более 8 тысяч самолетов разного типа: бомбардировщиков, истребителей, транспортников.
Интересен тот факт, что транспортные самолеты Дуглас по американской лицензии делали на авиационном заводе в Химках.
В 1935 году государственная комиссия под руководством А.Н. Туполева закупила в США самолёт Douglas DC-2, затем, в следующем году, 1936-м
к покупке был выбран более совершенный DC-3. 17 июля был подписан договор с компанией «Douglas» на сумму 340 000 тыс. рублей, сроком на три года.
Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937—1938 годах у фирмы было закуплено еще около 18 DC-3.
Производство нового самолета осваивалось на подмосковном заводе № 84 им. В.П. Чкалова в Химках, под руководством В.М. Мясищева — главного конструктора конструкторского бюро завода (КБ-6). К началу ноября 1938 года, из деталей, привезенных из США, на заводе был собран первый самолет. С сентября по декабрь 1939 года машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода № 84).
С сентября 1942 года, после эвакуации в Ташкент, стала выпускаться военная версия ПС-84, которая получила обозначение Ли-2, по имени главного инженера Бориса Павловича Лисунова, руководившего строительством этого самолета.
При перегонке самолетов на таком сложном в климатическом и техническом отношении пути протяженностью более 6 тыс. км, случались аварии и катастрофы. На территории Красноярского края поисковики до сих находят обломки военных самолетов и останки летчиков, восстанавливают имена, находят родственников, воздают должные почести их памяти.
В итоговом докладе Главного управления ГВФ о трассе говорилось: «…Она в настоящее время является наиболее благоустроенной и технически оснащенной трассой на территории Советского Союза. Способной обеспечить воздушные транспортные перевозки на ближайшие десятилетия». По мнению начальника АлСиба и командира 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Ильи Павловича Мазурука, героя Советского Союза и генерал-майора авиации «Трасса оставила след не только в нашей жизни. Но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих суровых районах».
В г.Фербенкс на Аляске, откуда через Берингов пролив летели самолеты в СССР, стоит монумент , изображающий советского и американского летчика, глядящих в сторону Берингова пролива.
На мероприятии присутствовали школьники из школы «Лидер» и с интересом восприняли новый для них исторический материал.
-0 Комментарий-