Ольга Мамонтова
С химкинской землёй, её старинным селом Киреево, тесно связана судьба четырёх поколений известных купцов-предпринимателей Мамонтовых. О самых знаменитых из них – родоначальнике династии Иване Фёдоровиче и его сыне Савве Ивановиче известно достаточно много (1). Судьбы других остаются в тени знатных родственников, хотя и они заслуживают нашей памяти. В этой статье речь идёт о младшей дочери Ивана Фёдоровича, сестре Саввы Ивановича – Ольге Ивановне Мамонтовой. В отличие от своих родных, она, став женой учителя − бывшего крепостного Николая Алябьева, разделила с ним его путь – путь просветительства и внесла свою лепту в русскую жизнь конца 19 века. О ней и её деятельности известно не много, авторы книг о Мамонтовых вспоминают её мимоходом. В этой статье, опираясь на воспоминания её правнучки Е.Р. Герцевой − малотиражного и труднодоступного ныне издания (2), названные выше книги о Мамонтовых и архивные материалы, мы попытались рассказать об этой незаурядной женщине – нашей землячке. Поэтому вначале – несколько слов о селе Киреево, где Ольга выросла и где жила рядом со своим отцом до конца его жизни, когда старшие дети уже создали свои семьи.
Село Киреево, расположенное между растущими кварталами Москвы и молодого города Химки, конечно, не могло сохраниться и сегодня на его месте привольно раскинулась транспортная развязка МКАДа со скоростным шоссе М11-Нева и Лихачёвским шоссе, разделяющими эти городские агломераты. (Рис. 1 и 2).
А более 300 лет назад, в 1715 г. здесь был построен один из первых в округе каменный храм Сергия Радонежского, разрушенный в 1930 годы, изображение и местонахождение которого химкинские краеведы с трудом отыскали несколько лет назад (рис. 3,4) (3).
Мамонтовы же, поселившись в селе Киреево в 1854 г. обновили старый храм, пристроили к нему трёхъярусную колокольню и трапезную, отлили именные купола, обновили интерьер и убранство церкви, возобновили богослужения, сами часто пели в церковном хоре. В нём они крестили и отпевали родных, отмечали православные и семейные праздники, собирая на них по 50-60 гостей. Здесь в 1865 г. венчались Павел Михайлович Третьяков с племянницей И.Ф. Мамонтова Верой Николаевной и его сын Савва Иванович Мамонтов с Елизаветой Григорьевной Сапожниковой, а также и другие Мамонтовы. В имении был обновлён старый парк, который устроили в английском стиле, с тропами, беседками, каскадом прудов. Сын Ивана Фёдоровича, его наследник Фёдор Иванович пригласил архитектора В. Гартмана, который возвёл в имении новый господский дом в зарождающемся тогда новорусском стиле, в виде прекрасного терема (Рис.5), который также был разрушен в 1930 годы. А при сыне Фёдора – Иване, последнем его владельце, Киреево вошло в число самых эффективных сельских имений Подмосковья (4).
Мамонтовы – обитатели Киреева оставили большой след в истории русского предпринимательства. Иван Фёдорович Мамонтов, его первый владелец (Рис.6), заработав свои миллионы на винном откупе, строил торговые дома, но основной капитал вложил в строительство Троицкой железной дороги Москва-Сергиев Посад – первой частной дороги в России, построенной на отечественные капиталы (Рис.7). Его сын Савва Иванович продолжил дело отца, он вёл строительство железной дорог на Ярославль-Вологду-Архангельск, Кострому и Рыбинск, из Донбасса в Мариуполь, построив более 2 тыс. км путей. Его братья Анатолий и Николай стали известными книгоиздателями и книготорговцами. Старшая их сестра Александра была женой дворянина Д. Карновича, служившего при царском дворе (5). А младшую дочь Ивана Фёдоровича Ольгу ждала совсем другая участь.
Ольга Мамонтова родилась в 1847 г. Девочке было 5 лет, когда умерла её мать Мария Тихоновна (урожд. Лахтина) (Рис.8) и ближнее её окружение составили старшие братья − Фёдор, Анатолий, Савва и Николай (Рис.9-11). Её воспитывали бабушка и няня, потом гувернантки, сменявшие одна другую. Овдовевший отец любил единственную дочку и много внимания уделял её воспитанию и обучению. Но он не отдал её в гимназию и её учили приглашённые в дом учителя. Приверженец традиций, Иван Фёдорович «ставил долгом сохранить в дочери святость религии, силу не укоризненной нравственности и исполнение долга по летам ее. Она удалена от светских выездов и натянутости, занята уроками чрез учителей в предметах необходимых в будущности» (6).
Но отец понимал, что Оле нужна мать и приглашая в качестве воспитательницы Анну Вернер, писал ей: «учителей в столице много, но недостает одного учителя – матери, вот тут-то вы, Анна Дмитриевна, и нужны. От неимения этого — то учителя недостает в Ольге и понимания ласк»(7). Анна Дмитриевна оказалась на своём месте, Оля приняла её, что видно по её письмам к уехавшей воспитательнице: «Милая Мама Аня, я соскучилась не получая от тебя новой весточки. Когда же Вы к нам в Киреево прикатите, моя милая» (8). Анна Дмитриевна оставила заметный след в жизни всей семьи, а для Ольги осталась ближайшим другом на всю жизнь. После отъезда воспитательницы дети и сам Иван Фёдорович долго переписывались с ней. Из этих писем можно узнать о молодых годах Ольги Ивановны.
Оля получила хорошее образование и любила учиться, находила в нём душевную отдушину. Она писала Вернер в 1869 г: «ученье в голову не лезет, а это мое единственное утешенье в настоящее время, я только и счастлива, когда сижу у себя наверху (комната в мезонине ) и учусь»(9). Она училась иностранным языкам, литературе, истории, географии, не говоря уж об обязательных уроках танцев, музыки, пения. Она получала их у Н. Рубинштейна и П.Булахова. А когда подросла, сама стала определять свои интересы, которые быстро расширялись. Из письма к А. Вернер: «Читаю я много, запасаюсь побольше знаниями, беру уроки физики, что меня крайне занимает, впоследствии примусь за зоологию, ботанику, часто вспоминаю я вас, как бы мы вместе поработали» (10).
В своей семье она больше всего была дружна с Саввой, старшим, но близким по возрасту братом, он её сопровождал в гости, в церковь, в театр, на прогулки, о чём Савва Иванович писал в своём юношеском «Дневнике» (11). Вместе с отцом и Саввой она впервые, в 1861 г. побывала за границей и брат взял её в Европу в своё свадебное путешествие в 1865 г.
Семья И.Ф. Мамонтова жила зимой в собственном доме в Сыромятниках (Земляной вал, дом 41 (вл. 637) а летом в Кирееве. В дневнике Киреева, который вёл Иван Фёдорович, имя Ольги встречается чаще всего. Оля с отцом первыми приезжали туда весной, открывая новый сезон, последними уезжали осенью, завершая его, хотя часто навещали имение и зимой (12).
В 1860 годы старшие братья Ольги стали создали свои семьи и дома, а она (вместе с семьёй брата Фёдора) продолжала жить с отцом. Но молодые Мамонтовы часто собирались в Сыромятниках или Киреево. В семье образовалось большое молодёжное общество (Рис.12, 13, 14). Ровесницами Ольги были Лиза − жена Саввы, Мария – жена Анатолия, и Ольга − жена Фёдора, она дружила с кузинами Верой, Зиной, Евдокией – дочерьми дяди Николая Фёдоровича. Оля любила это общество и писала Анне Вернер в 1865 г.: «Я живу сама понемножку в окружении невестушек, братьев, одним словом, соберутся все молодые и веселятся, согласно, дружно, захотели как-то театр, все Мамонтовы да Сапожниковы на афише, спектакль удался как нельзя лучше (13). В 1869 г. она сообщает: Все наши здоровы, нянчатся с детишками, ждут нового прибавления; мы часто видаемся а по воскресеньям поем хором, который состоит из 16 ч… Мы участвовали в концерте в пользу бедных гимназистов 2-ой гимназии. Теперь учим обедню и поедем на Пасху в Киреево удивлять искусством соседей (14). Ольга, очевидно, любила Киреево и писала Вернер: «приехали бы вы к нам в Киреево, погуляли бы мы с вами под ручку по красавице, ведь не правда ли, хотя не живописна наша дача, но прошло лет столько, или уж мы к нему очень привыкли (15).
С возрастом в Ольге всё ярче проявляется независимость, о чём она сообщает А. Вернер: «Мне живется недурно, положение мое в семействе такое же, но я очень довольна тем, что могу совершенно самостоятельно читать все, что только хочу, а потому мои мысли свободны, убеждения конечно также, хотя конечно высказывать их не смею» (16).
Смерть отца в августе 1869 г. потрясла всю семью и особенно Ольгу. Она получила нервное расстройство и в конце года братья отправили её лечиться за границу, в сопровождении лишь подруги. Савва полагал, что «она сделалась самостоятельнее; совершенная свобода, которую она теперь пользуется, употребляется ею сознательно и во всяком случае при её уме и развитии (и то и другое имеется в хорошей дозе) трудно предположить невменяемость ошибок, какие могли бы случиться» (17).
Ольга Мамонтова и Николай Алябьев. Поездка за границу оказалась судьбоносной для Ольги: воспользовавшись открывшейся свободой, проявив самостоятельность характера, она вернулась домой уже женой Николая Алябьева, который в то же время оказался в Европе. Очевидно, молодые люди опасались несогласия братьев Мамонтовых на брак сестры с разночинным мещанином, звание которого имел её суженый, и встретившись за границей, обвенчались без их согласия. Свадьба состоялась в Швейцарии, где получено «Свидетельство» о том, что в Крестовоздвиженской церкви г. Женевы 1 мая 1870 г. заключён «законный брак между… Коллежским Советником Николаем Ивановым Алябьевым и дочерью умершего Ивана Федоровича Мамонтова девицею Ольгой Ивановной Мамонтовой» (18). (Рис.15, 16, 17)
Николай Алябьев тогда был мало известен в семье Ольги. Савва Иванович писал А. Вернер, что про «Алябьева, характеристику которого я мало знаю, знаю только что он большой приятель Анатолия и имеет на него большое влияние, чему, как кажется мне, подчиняется и Оля, дурного про него я ничего не знаю» (19). Было известно, что Николай Алябьев печатал свои первые книги в типографии Анатолия Мамонтова, там, у своего брата, и могла встретить его Ольга.
Старшие Мамонтовы не сразу приняли этот брак и сам Николай Алябьев казался им непонятным. Даже Савва Иванович, самый близкий к сестре, писал А. Вернер: «Каким образом это (замужество Ольги) случилось, я объяснить не могу…Оля всегда была впечатлительна и человек говорящий резко, утвердительно и подчас цинично такие вещи, которые прямо идут вразрез той среде, в которой Оля жила и которая томила её, мог всецело овладеть её умом и сердцем… Оля совершенно отдалась ему, отказавшись окончательно от прежней среды» (20). Постепенно это семейное неприятие смягчилось, с семьёй Саввы Ивановича установились прочные дружеские отношения, но жизнью Ольги стала судьба её мужа Николая Алябьева.
Семья Алябьевых поселилась в доме отца Ольги в Сыромятниках, на Земляном Валу, влад. 637). Но по наследству дом перешёл семье Фёдора Ивановича − старшего брата Ольги и был продан ими в 1894 г. Семья Алябьевых арендовала соседний дом (дом Орешникова), где жила до 1904 г., но приобрести его в собственность не смогла. (Рис.18)
Брак Ольги и Николая оказался прочным и счастливым, они создали дружную большую семью, в которой выросло семеро детей (21). Душевная близость детей с родителями сохранялась до конца жизни, Ольга и Николай прожили месте 40 лет и ушли из жизни с перерывом в два месяца – в ноябре 1909г. и январе 1910 г. Они похоронены близ села Дубровиц, на кладбище села Лемешева, где в летние месяцы любила отдыхать их семья.
Пять сыновей Алябьевых закончили 4 Московскую гимназию («Дом-комод», Покровка, 22), они часто посещали театр и оперу, учились верховой езде и другим навыкам и все получили высшее образование, две дочери − среднее. (Рис.19).
Тимофей − старший сын, стал математиком, Николай –историком, Иван – юристом. Нестор стал врачом и трудился в медицине почти 50 лет. Павел получил два высших образования инженерное и агрономическое и работал в разных сферах. Сестра Надя закончила «Строгановку» как художник-прикладник. (Рис.20). Благодаря своему «разночинному» прошлому семье удалось, с небольшими потерями, вписаться в советскую жизнь и их потомство сейчас составляет, пожалуй, самое многочисленное из выжившего мамонтовского рода, хотя и с другими фамилиями (22).
Николай Алябьев (1834-1910) в своей деятельности стал известен как просветитель. (Рис. 21).
Он родился в крепостной зависимости от помещика Ивана Петровича Мусина-Пушкина, представителя древнего дворянского рода, восходящего к 12 веку. Сам Иван Петрович был участником войны 1812 г., гвардии полковником в отставке, родственником известного графа А.И. Мусина-Пушкина. Его жена Татьяна Петровна приходилась тёткой князю Кропоткину, известному революционеру-анархисту. Мусины-Пушкины имели земельные владения в Подмосковье, Ярославской и других губерниях, жили в собственном доме в Москве, по соседству с «Меньшиковой башней» на Чистопрудном бульваре, ныне дом 6 — многократно перестроен. (Рис.22)
Отец Николая Иван Антонович Алябьев много лет служил управляющим в господском доме. Барин ценил его, был с ним в хороших добрых отношениях, брал его в поездки по имениям, на охоты и на отдых и тепло относился к сыновьям Ивана Антоновича (23).
За верную службу управляющий получил для своих четырёх сыновей свободу от крепостной зависимости, что позволило им не только закончить гимназии, но и Университет. Так, получает «Отпускную» и Николай Алябьев о том, что «1846 года мая 30 дня я, Гвардии Полковник и Кавалер Иван Петров Мусин-Пушкин отпустил вечно на волю крепостного своего малолетнего дворового человека Николая Иванова Алябьева, имеющего отроду 11 лет…» (24). Николай успешно окончил гимназию №2, которая находилась на Разгуле, в бывшем доме графа А. И. Мусина-Пушкина. Поступив в Университет на историко-филологический факультет, закончил его в 1857 г. После него он трудился старшим учителем словесности в Дворянское Архитектурное Училище, а после его упразднения − в школе Межевых топографов. В 1867-74гг. он преподавал в «Совете Художественного общества», в 1 и 3 женских гимназиях. Растут и чины Николая: став в 1862 г. титулярным советником, к 1872 г. он получил звание статского советника, т.е. поднялся до 5 уровня в «Табеле о рангах» − самого высокого для гражданских чинов (25).
По семейным воспоминаниям, Николай Иванович всегда был сторонником идей народничества и поклонником известного либерального профессора Т.Н. Грановского. И свои усилия он направил на народное просвещение. В 1866 г. он издал в типографии А.И. Мамонтова свой первый труд – «Практическую грамматику русского языка для народных училищ», принятую Министерством народного просвещения в качестве учебного пособия для начального образования. Н. Алябьев писал, что старался соблюсти ясность и понятность изложения, поэтому его примеры взяты из народных песен, сказок, поговорок. Из произведений русских писателей он брал цитаты тоже близкие народной речи: «Только в этом случае и будет смысл – русских людей учить склонять и спрягать по-русски» (26). Работа хранится в РГБ.
В 1871-1876 гг. Н. И. Алябьев издавал народный журнал «Грамотей», который был одобрен Министерством народного просвещения «для ученических библиотек, гимназий, реальных училищ и учительских семинарий» (27).(Рис.23)
Журнал имел объём в 100-150 стр. и был ежемесячным, разносторонним по тематике, сочетая литературные и просветительские разделы, и доступным по цене. Классическую поэзию представляли в нём М.Лермонтов, Н. Некрасов, И.Крылов, Т.Шевченко, И. Никитин А. Кольцов и др. Часто печатались современные поэты − выходцы из крестьянства и разночинцев. Среди них − И. Суриков, автор песен «Степь да степь кругом», «Дубинушка», «Рябина», А.Раззорёнов, автор романса «Не брани меня, родная». Л. Тре́фолев, автор «Камаринской» и «Когда я на почте служил ямщиком». Здесь дебютировали поэт из крепостных С.Д. Дрожжин со стихотворением «Песня про горе добра-молодца», и журналист-очеркист Д.Н. Садовников со стихами, ставшими знаменитой песней «Из-за острова на стрежень».
Проза чаще всего была представлена произведениями писателей-народников – Г. Успенского, П. Засодимского, М. Решетникова, В. Дворяшина, Ф. Нефёдова, А. Левитова и др. Сегодня их имена полузабыты, но в конце 19 века их, вышедших из разночинцев, духовенства и крестьянства и писавших о нуждах и бедствиях народа, читала вся демократическая Россия.
Более половины страниц журнала отводилось просветительским материалам по истории, географии и народам России и других стран, об освоении земель и занятиях людей, печатались статьи на экономические, особенно часто – на сельскохозяйственные темы. Большое место занимал раздел «Природа и человек», «Что делается на Руси» − о значимых событиях в стране: новых законах, призыве в армию, начале учебного года, ярмарках и выставках, открытии школ и больниц, военных действиях на Балканах… В журнале были рубрики «Народное образование», «Новости техники», «Сельские работы и их календарь», «Смесь», «Советы» − медицинские, домашние, по воспитанию, обучению навыкам…
Николай Иванович много сделал для знакомства народа с древней русской литературой и историей. В 1867 г. он собрал и издал в одной книге 12 сюжетов былин об Илье Муромце – «Ильяда или Песни об Илье Муромце». Он сделал свой перевод в стихах «Слова о полку Игореве», стараясь приблизить его лексику к понятной простому читателю.(Рис.24,25)
Им были сделаны переводы на современный язык из Ипатьевской летописи повествований «Задонщина» и «Слово о Мамаевом побоище», с их словесным, литературным и этическим разбором. Большую серию составили его «Рассказы из истории русского народа», посвящённые допетровской Руси. Эти работы печатались в журнале «Грамотей» и отдельными недорогими книжками, по 30 и 75 коп. Большинство его работ было издано в типографии А.И. Мамонтова. За свои труды и службу он был награжден орденом Св. Станислава 2-ой степени (28).
Ольга Ивановна Алябьева оставила свой след в образовательной деятельности России. (Рис.26)
В 1868 г. в Москве было создано «Общество распространения технических знаний» (ОРТЗ) и Алябьевы стали его членами, а Николай Иванович вошёл в состав Учебного совета этого общества. Общество ставило своей целью не только способствовать распространению знаний о мощно развивающейся в конце 19 века технике, но и помочь овладевать техническими знаниями и умениями, особенно малообеспеченным слоям населения. В частности, оно ставило своей целью создание ремесленных школ, чтобы «избавить детей недостаточного слоя общества от злоупотреблений модных мастерских, губящих их нравственно и физически, а взамен дать им гуманное и по возможности нравственное воспитание, обучив их при этом одному или нескольким ремёслам, чтобы тем самым дать им возможность честно и независимо добывать кусок хлеба» (29).
В 1870 г. это общество открыло в Москве первую такую женскую ремесленную школу. Но её работа, построенная по примеру обычных мастерских, не дала желаемых результатов. Было решено вначале разработать устав, который бы лёг в основу дальнейшей деятельности подобных школ. В 1873 г. была создана группа разработчиков Устава, во главе которой Общество поставило Ольгу Ивановну Алябьеву. Дело было новым, в ходе длительных обсуждений вырабатывались программа и методика обучения, правила работы школы, вопросы преподавания, воспитания, приёма и проживания учениц, источника финансов, и т.д. После принятия Устава Ольга Ивановна решением Совета ОРТЗ была направлена трудиться попечительницей этой школы. В её задачу, по Уставу, входило «наблюдение за учебной, воспитательной и хозяйственной деятельностью школы» (30). Позже Ольга Иванова писала: «Мне пришлось в качестве попечительницы школы 15 лет назад председательствовать в комиссии, которая выработала существующий Устав и затем бессменно руководить внутренним развитием школы» (31).
О.И. Мамонтова, пробыв на этом посту более 20 лет, глубоко проникла во все стороны школьной работы и непосредственно участвовала в организации её деятельности, заложив, таким образом, основы начального ремесленного обучения. О своём опыте работе она написала книжку «Возникновение и развитие женской ремесленной школы Общества распространения технических знаний».(Рис.27). (М., 1888. Хранится в РГБ). Опираясь на эту книгу и принятый Устав школы, расскажем о её работе.
По Уставу, целью школы было «образовать грамотных мастериц по различным женским мастерствам», дать им начальное образование и нравственное воспитание.(Рис.28) Но для этого надо было обеспечить работу школы, не поступаясь принципом качественного обучения перед вопросом коммерческой выгоды.
Курс обучения был определён в 5 лет. Принимались девочки из семей и приютов 11-14 лет, желательно − на полный пансион, чтобы школа могла влиять на их воспитание. Но были девушки, приходящие только на дневное обучение. Плата (120 руб. в год, приходящим – 24 руб.) была не дорогая, т.к. основными были взносы попечителей и благотворителей. Из них самым бедным выделялись стипендии. Число учениц в школе было невелико, но постепенно росло и их принимали по конкурсу. В 1873 г. здесь обучались 12, в 1887 – 95, в 1891 г – 133 ученицы (32).
Обучение велось по программе начальных классов гимназии с преподаванием Закона божьего, русского языка, истории и географии России, арифметики, чистописания, рисования, черчения и хорового пения. В первые годы школа столкнулась с тем, что принятые на работу мастерицы не могли правильно давать уроки в силу своей неграмотности. Поэтому Алябьевы считали, что выпускницы школы должны быть достаточно образованными, чтобы потом самим стать мастерами обучения.
Долго обсуждался вопрос об объёме и широте обучения профессиональным навыкам. В Уставе школы было записано: «Ученицы обучаются мастерствам белошвейному и дамскому портновому, метке белья и кройке. Обучение же другим мастерствам должно быть введено с разрешения начальства» (см. 30). На выпуске из щколы ученица сама кроит, шьёт и отделывает платье себе или родным, а получив Аттестат, может принимать заказы на свою ответственность. О.И. Алябьева подводит итог: задача школы – «образовать мастерицу, которая сумела бы скроить и сшить скроенное» (см. 31). При этом перед школой не стоит задача выпуска дамских закройщиц и модисток – это следующий этап обучение, на основе роста их мастерства.
Такая методика обучения, отработанная годами, показала следующие результаты: из 70 выпускников (год в книге не указан) 11девушек поступили мастерами в другие школы и приюты, 35 − работают швеями на дому, 3 имеют свои мастерские, а 15 стали работать в других сферах − домашними учительницами, кассирами, библиотекарями или пошли учиться дальше.
В 1885 г. школа участвовала в «Ремесленной выставке Общества поощрения трудолюбия», где получила Большую серебряную медаль.
Среди преподавателей трудилась бывшая воспитательница Ольги Ивановны, Анна Дмитриевна Вернер – самый доверенный и верный её друг. Она и жила в здании школы. В число попечителей школы входил брат Ольги Ивановны Николай Иванович, сделавший первый взнос в её кассу, а также Елизавета Григорьевна Мамонтова.
В 1876 г. школа размещалась на ул. Сретенка в Дегтярном переулке, в 1879 г. – на ул. Палиха, в 1895 г. – в Дурновском переулке (Рогожской части) д. 2. Работа в Ремесленной школе была основным направлением деятельности Ольги Ивановны и Николая Ивановича в 1870-1890 годы, которой они отдавали свои силы и знания. Последний раз Ольга Ивановна упоминает о школе в 1904 г., в письме к Е.Г. Мамонтовой.
Современные исследователи считают эту ремесленную школу первой ласточкой начального профтехобразования в России, первым опытом разработки методических основ ремесленного обучения в России, а саму Ольгу Ивановну Мамонтову − первым автором, рассказавшим о нем. На её книжку ссылаются все нынешние авторы, изучающие возникновение и развитие профтехобразования в нашей стране. Вот некоторые из них:
Зотова Е.Б. Роль императорского русского технического общества в становлении и развитии женского профессионального образования в России в серединеXIX– начале XX вв. // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. с. 15-18.
Косетченкова, Е. А. Становление и развитие женского профессионального образования в России в конце XIX — начале XX века. Диссертация и автореферат по ВАК РФ 07.00.02, канд. истор. наук 2005 г.
На опыте работы этой ремесленной школы и других, возникавших вслед за ней, в 1895 г. (через 20 лет) было принято решение Министерства народного просвещения о создании в России в его рамках «низших ремесленных школ» для подготовки работников кустарной и ремесленной промышленности с бюджетным финансированием, что положило начало формирования системы профтехобразования в нашей стране.
Источники.
- Арензон Е. Савва Мамонтов. М., 1995. Бахревский В.А. Савва Мамонтов М., 2000. Копшицер М. Мамонтов. М., 1972. Некрасов М.А., Дубинина Л.В. Мамонтовы. Начало династии. М., 2016.
- Е.Р. Герцева «Из истории моих родных» . М., 2006.
- Вершинина Г.В. Потаённый уголок левобережья./Краеведческий альмонах «Химки-80» . Химки. 2019.с.21-26.
- Савинова. Е.Н. Сельские усадьбы московских предпринимателей. Конц19-нач.20 в. М. 2008. С.120.
- Некрасов М.А., Дубинина Л.В. Мамонтовы. Начало династии. М., 2016.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 3-4.
- . РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 5-6.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Лист 11.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 59-60.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 40-43.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело11. Мамонтов С.И. Мой дневник.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело12. Дневник в Кирееве.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 37-38.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 59-60.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 40-43.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 331. Листы 27-28.
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 30. Листы 9-10.
- ОР РГБ. Фонд 218. Дело 1288. Ед.хр. 8. Лист 1
- РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 30. Листы 11-12.
- . РГАЛИ. Фонд 799. Опись 1. Дело 30. Листы 13-16.
- Арзуманова О.И. С.И. Мамонтов. Его предки и потомки. Сергиев Посад, 2002.С. 53-56.
- Указ. соч.С. 116-120.
- Герцева Е.Р. Из истории моих родных. М. 2006. С. 8-27, 38-52.
- РО РГБ. Фонд 218. Оп. 1288. Ед.хр.2. Л.1
- ОР РГБ. Фонд 218. Оп. 1288. Ед.хр.11. Л.1-2.
- Алябьев Н.И. Практическая грамматика русского языка для народных училищ. М. 1866.
- Журнал «Грамотей». Справочник: Русская периодическая печать (1702-1894) М. 1959. С.
- ОР РГБ. Фонд 218. Оп. 1288. Ед.хр.11. Л. 2.
- Алябьева О. И. Возникновение и развитие Женской ремесленной школы. М., 1888 г. С.2.
- Устав женской ремесленной школы. М.1873.
- Алябьева О. И. Возникновение и развитие Женской ремесленной школы. М., 1888 г. С.1.
- Отчет Общества распространения технических знаний за 1890-1891г.М. 1892. С.16.
-4 комментария-
Татьяна Григорьевна, благодарю за интересный и полный рассказ о семье Алябьевых. Меня давно интересует, каким образом они были связаны с Дубровицам. В Лемешовском храме, где был семейный склеп Алябьевых, рассказывают, что кто-то из потомков приезжал в Лемешово и прислал настоятелю храма Петру Дынникову фотографию семейного склепа Алябьевых. Но теперь мы знаем, что они не жили в Дубровицах, а дачничали. При этом остается открытым вопрос, почему они похоронены именно здесь? Нет ли в вашем распоряжении каких-то сведений, проливающих свет на пребывание семьи Алябьевых в Дубровицах.
Буду благодарна за любые сведения, подсказки и критику. С уважением и поклоном из Дубровиц
Уважаемая Элмира! Семья Алябьевых была связана с Дубровицами на протяжении всей жизни. Сначала они снимали дачу у князя Голицына в Дубровицах, Позже — в 1900 годы подросшие сыновья купили дом в Лемешево на имя Харламова М.Е. (художника) — мужа их сестры Надежды, а после революции и национализации, когда всё немного успокоилось, уже их внуки снимали дачи в деревнях Поливаново, Луковня, Девятовское и очень любили эти места, там некоторые из них и похоронены. Эти сведения мне дали ныне живущие правнуки Ольги и Николая Алябьевых — Кирилл Иванович Троян и Елена Романовна Герцева, написавшая о своих предках книжку «Из Истории моих родных» М. 2006 г. (Самизат). Если Вас эта тема интересует, можем поговорить подробнее. Моя статья об Алябьевых напечатана в «Московском журнале» «9 за этот год. С уважением Татьяна Рунова.
Уважаемая Татьяна, спасибо большое! Очень интересно! Статью видела и она подтолкнула к новым поискам. Связывалась с музеем в Абрамцево, где хранится несколько писем из Дубровиц, но пока без подробностей. Буду рада, если информация о связи Алябьевых с нашими краями появится и на нашем сайте о Дубровицах.
Татьяна Григорьевна, большое спасибо за книгу о Мамонтовых и Алябьевых. Много ценной информации о наших местах — в отрывках из дневников Николая Ивановича Алябьева.