Александр Павлович Ленский в Лобанове
Галина Викторовна Вершинина
председатель Химкинского краеведческого общества
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М.В. Ломоносов.
Известно, что люди творческие черпают вдохновение в общении с природой. Примеры тому — болдинская осень А.С. Пушкина, Середниково у М.Ю. Лермонтова, вечера на речке Диканьке Н.В. Гоголя…
А ведь Пушкин, Лермонтов, Гоголь бывали и в окрестностях Химок. Кто же еще любовался здесь замечательными пейзажами, созерцал звездное небо и вдыхал ароматы лесов и лугов?
Вслед за великим артистом М.С. Щепкиным с середины ХIХ века дачную местность на реке Химке облюбовали другие замечательные деятели театра и русской культуры. В Лобанове более 20 лет в летнее время жила семья народной артистки СССР Е.Д. Турчаниновой. Здесь, еще девочкой, она познакомилась с известным актёром Малого театра А.П. Ленским, который жил по соседству со своей семьёй. По воспоминаниям, её сразу поразил «его голос, вернее тембр, потрясающей красоты и обаяния…». Впоследствии Турчанинова стала его ученицей.
В РГАЛИ хранятся письма химкинских краеведов 1950-х годов к Евдокии Дмитриевне Турчаниновой. Более полувека краеведы Химок бережно хранят ответы на них самой знаменитой актрисы. Так, на предложение краеведа Нины Михайловны Колобановой (1955-й год) ходатайствовать о присвоении её имени одной из улиц, Е.Д. Турчанинова отвечает: «… в Лобанове жил наш знаменитый чудесный артист, режиссёр, педагог Александр Павлович Ленский. Вот это и можно сделать – назвать его именем улицу». Сухие строки энциклопедии: «Ленский Александр Павлович (1847 — 1908), русский театральный деятель. С 1865 актёр с широким амплуа; с 1876 играл в Малом театре, с 1907 — его главный режиссёр… Как режиссёр Л. боролся против рутины, господствовавшей на императорской сцене, за улучшение репертуара, воспитание актёрской молодежи, повышение постановочной культуры спектаклей. Ученики Ленского: А.А. Остужев,… Е.Д. Турчанинова». Великий актёр Малого театра, режиссёр и деятель русской культуры А.П. Ленский в конце Х1Х века, по свидетельству современников, олицетворял саму душу Малого театра. После его кончины в 1908 году говорили: «… то, что играл раньше он, смотреть нельзя, совсем не то».
Мария Николаевна Ермолова писала: «…погас огонь на священном алтаре, который он поддерживал с неутомимой энергией фанатика. Он всю жизнь и душу положил в искусство…».
К.С. Станиславский «был влюблен в Ленского: и в его томные, задумчивые, большие голубые глаза, и в его походку, и в его пластику, и в его необыкновенно выразительные и красивые кисти рук, и в его чарующий голос…, и в его разносторонний талант к сцене, живописи, скульптуре, литературе».
В.Э. Мейерхольд также писал о нем как о гениальном мастере сцены и гениальном педагоге.
«… Ленский в Малом театре был таким же характерным сколком Москвы конца прошлого века, как Ключевский на университетской кафедре, Захарьин в клинических палатах, как Плевако в залах суда…» (С.Т. Кара-Мурза. А.П. Ленский).
В этом списке есть знакомые Химкам фамилии.
Вот и ещё одна личность, прекрасно известная химчанам — Вера Фирсанова. Наши земляки не только жили неподалёку, они были знакомы друг с другом. Между ними завязывались романы…
К.В. Вальц в книге «Шестьдесят пять лет в театре» пишет: «Ленский, еще холостой, сильно увлекался московской красавицей В. Фирсановой. Особа эта незадолго до описываемого случая уехала на продолжительное время в Париж. Надежда повидаться с нею была причиной того, что … мы очутились с ним в купе вагона на пути в столицу мира. Приехав в Париж, пошли гулять в Булонский лес. Ленский, щегольски одетый с дорогой тросточкой в руке, с любопытством наблюдал незнакомую жизнь. Но тут мы встретили какого-то знакомого москвича, который в разговоре случайно сообщил, что Фирсанова накануне покинула Париж… Ленский при этом известии сильно побледнел и стал вне себя от постигшей его неудачи. В порыве отчаяния он со всего маха швырнул свою дорогую тросточку в кусты, где она так и осталась. Никакие призывы к благоразумию не имели на него никакого влияния».
После окончательной размолвки с Фирсановой его квартира в Москве приобрела совсем необычный вид: «Оделся в чёрный цвет его кабинет: чёрный бархат, панели из чёрного дерева, чёрные портьеры…». Так Т.Л. Щепкина-Куперник рассказывает о своём впечатлении, когда она в 10-летнем возрасте случайно пришла в гости с няней к домоправительнице знаменитого премьера Малого театра. По Москве ходили слухи о тяжкой мизантропии, в которую погрузился молодой артист, о том, что его жилище превращено в келью схимника, что он весьма поглощён литературой о скопчестве. В 1882 году Ленский больше не смог оставаться в Москве и переехал в Санкт-Петербург.
Но буря его чувств прошла. Ленский вернулся в Москву.
Через некоторое время он женился на баронессе Лидии Николаевне Корф, двоюродной сестре жены Немировича-Данченко. Они дружат домами. В архиве сохранилась и деловая переписка с Немировичем и Станиславским по поводу ученических спектаклей, работе с артистической молодежью и пр. Путь в искусстве у этих людей был общим.
С чего же началась биография А.П. Ленского? Откуда в нём этот пламень любви к искусству? Может быть, начало положил его дед — князь Иван Алексеевич Гагарин? Овдовев, он немалую толику состояния потратил на учреждение «общества поощрения художников», чтобы содействовать распространению изящных искусств в России.
Отцом маленького Александра был князь Павел Иванович Гагарин. Также большой ценитель прекрасного и меценат. В Одессе им была открыта школа, где преподавалось драматическое искусство, танец, музыка, французский и русский языки. В 1845 году в Одессе, потом в Кишинёве начались спектакли. Дело было поставлено профессионально и на широкую ногу. Это требовало немалых денег… Консервативно настроенные братья Павла Ивановича были этим весьма недовольны.
Не понравилась князьям Гагариным и неофициальная женитьба своего брата на примадонне итальянской оперы, гастролировавшей в Одессе и Кишинёве, корсиканке по происхождению и британской подданной Ольге Вервициотти. В Кишинёве маленький Саша и появился на свет.
Князья Гагарины возбудили судебное дело об опеке своего непутёвого брата Павла. В глазах людей, занятых карьерой и государственной службой, увлечение театром, связь с певицей выглядели очень сомнительно. Сословные предрассудки древнего княжеского рода разделял и сам Павел Иванович Гагарин, поэтому смирился со своим положением и продолжал относиться к старшим братьям с большим почтением.
Детство будущего великого актёра Александра Ленского прошло в родовой усадьбе Гагариных. Ему была дана фамилия матери, что было весьма унизительно. В своих воспоминаниях он пишет, что «был обречён на подвиг молчальника, и следы этого остались на всю жизнь». Мальчик рос в атмосфере одиночества, книг и фантазий. Родители мало им занимались. Когда ему исполнилось 10 лет, умерла мать, вслед за ней и отец. Богатые родственники его просто отвергли.
Началась жизнь в приёмышах в семье трагика Малого театра К.Н. Полтавцева, женатого на старшей внебрачной дочери князя П.И. Гагарина, актрисе Е. Макаровой — сводной сестре А.П. Ленского. Постепенно у юного Александра разгорается настоящая страсть к сцене. Но путь на подмостки театра был труден, долог, тернист. Родные противились и не усматривали у него таланта.
В ноябре 1865 года с узелком «гардероба» нищий юный «артист» Александр уезжает во Владимир. Здесь живет другая его сводная сестра — законная дочь князя П.И. Гагарина Зинаида. На Саше «едва до колен шинелька с собачьим воротником, сшитая шесть лет назад и служившая все эти годы ему одеялом… Ноги обёрнуты за неимением носков в газетную бумагу, и на них — старые стоптанные сапоги. Всю дорогу он стучит зубами от холода. Впереди — неизвестность».
К счастью, сестра Зинаида встретила его ласково, одела брата и оказала содействие в его устройстве в театр. Саша получил маленькую роль простака. Дебют его прошел как во сне, но он запомнил, что выходил кланяться… Потом был Нижний Новгород, ярмарка, другие города и другие театры…
В июне 1872 года в Москве к 200-летнему юбилею рождения Петра Первого открывается Политехническая выставка. Среди её построек — Народный театр.
Здесь необходимо сделать отступление в пользу другого нашего забытого замечательного земляка — выдающегося архитектора Виктора Александровича Гартмана (1834-1873). Имени его, к сожалению, нет в местной краеведческой литературе. Гартман посвятил свою жизнь возрождению русского стиля в отечественной архитектуре. Здание Народного театра, построенное им, хвалили не только в Москве. За этот проект архитектор получил и почетную золотую медаль на Всемирной выставке в Вене.
Театр был истинно народный, деревянный, резной, похожий на сказочный ярмарочный балаган. После выставки его переименовали в Общедоступный. В зрительном зале было свыше 1600 мест. Большую часть билетов продавали по пятаку. На сцену собрали лучшие силы театральной России. Провинциальные артисты могли здесь показать себя всей Москве! В сказочном тереме-балагане Виктора Гартмана и сломался лёд недоверия москвичей к провинциальной сцене.
С подмостков Народного театра наиболее талантливые перешли со временем в прославленный Императорский Малый театр. Среди них и А.П. Ленский. Теперь ему прекрасно даются героические и любые другие роли. Жизненный опыт и блестящий талант сделали своё дело. Всем сердцем он полюбил драматургию Шекспира, Грибоедова и Островского.
«Счастлив тот, кто видел его и кто, как я, провёл с ним свои лучшие годы»,- писала о нём великая актриса Ермолова.
Другой его современник П.А. Россиев отмечал педагогический дар А.П.Ленского, который расцвёл у него в зрелые годы: «Как старый орёл напряжённо и влюблённо следит за первыми полётами орлят, так Ленский следил за артистической молодёжью, которую прекрасная Мельпомена поручила ему… Он был для них живой и дорогой традицией…».
На слове «традиция» можно закончить короткое повествование о замечательном мастере, который более ста лет назад ступал по нашей земле. Как говорят старожилы, на заре основания города Химки в каждом доме, который был раньше дачей, стояли пианино или рояль, оставшееся с дореволюционных времён. Подлинно слой культуры здесь глубок, и нас ждет ещё много открытий.
Список литературы.
Химки и окрестности. Очерки из истории. К 60-летию города Химки и Химкинского района. — Химки, 2000.
Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т.15. — М., 2010.
Пажитнов Л.Н. А.П. Ленский. — М., 1986.
А.П.Ленский. Воспоминания. — М.-Л., 1935.
Малый театр. 1824-1974. Т.1. 1824-1917. — М., 1978.
РГАЛИ, фонд 892, опись 2, единицы хранения 118 и 246.
-0 Комментарий-