Патрикеевы
Мы заново открываем для себя то, чем была Россия в конце XIXначале XX века. В этой огромной стране, где лицом к лицу сошлись два материка, удивительным образом уживались древний патриархальный уклад и прогресс европейского государства, самодержавие и свободомыслие, глубокая набожность и нигилизм, безграмотность и великая литература. Страна обстраивалась железными дорогами, городами, фабриками, торговала хлебом, становилась индустриальной державой, являла блистательных мыслителей, художников, артистов, ученых, грезила о спасении мира и вынашивала хаос революций.
До недавних пор мы могли лишь по разрозненным источникам догадываться об этой России и не представляли себе полных масштабов безвозвратно утраченного, погубленного, скрытого. С лица земли оказались стерты не только архитектурные шедевры и памятники культуры, но целые социальные пласты и группы населения: купцы, промышленники, крестьяне, интеллигенция. Вместе с дворянством канули в Лету родовые дворянские гнезда – поместья, разбросанные по российской глубинке.
Дворяне – это люди, для которых понятия долга, совести, чести, традиционные государственные и нравственные ценности выражались триединой формулойсимволом «Вера, Царь, Отечество». Эти люди первыми жертвовали собой во имя Родины. За семьсот лет они прославились практически во всех возможных сферах человеческой деятельности. Полководцы, дипломаты, ученые.
Дворянство, являясь на протяжении нескольких веков высшим правящим сословием Российского государства, возникло на основе государственной службы, причем преимущественно службы военной. В дворянскую среду стремились самые передовые люди, которые, добиваясь привилегий для себя, одновременно посвящали всю свою жизнь служению Отчизне. Неудивительно, что в дворянстве сосредоточивались самые передовые и образованные силы страны – писатели, поэты, художники, композиторы, ученые.
Судьба русского дворянства – горькая и печальная. В огне революции и гражданской войны погибла, по-видимому, половина дворянского сословия. Из оставшихся в живых половина эмигрировала. Оставшаяся в России четверть дворянства была четко отмечена в паспортах и анкетах, что не позволяло поступать детям «бывших» в высшие учебные заведения… Термин «бывший» на всю жизнь метил настоящего дворянина в советском обществе. Каждый второй из оставшихся в СССР дворян не избежал дискриминации, арестов, тюрем, лагерей, ссылок и расстрелов. И конечно все они были насильственно лишены собственности: имений, усадеб, семейных ценностей и реликвий.
Однако потомки многих дворянских семей, утратив свои титулы и привилегии, сохранили традиции и память о предках, верно служивших Родине.
Это рассказ об одной интересной судьбе дворянской семьи, которая заслужила титул накануне рокового 1917 года – семье Патрикеевых. К сожалению, время очень многое унесло с собой и буквально по крохам собирается информация об этом некогда известном и замечательном роде. Автор будет благодарен всем, кто откликнется на статью своими воспоминаниями.
БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ
Между Московской кольцевой автомобильной дорогой и каналом им. Москвы есть небольшой живописный уголок, мало кому известный. В старину на этом месте было село Козмодемьянское, получившее название от местной церкви во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, известных на Руси как Кузьма и Демьян. Рядом с селом протекала речка Химка.
Первые упоминания о селе Козмодемьянское относятся к 1490 году, когда московские бояре встречали посла Священной Римской империи Юрия Делатора «у Кузьмы и Демьяны на Хинке». В 1585-1586 годов село Козмодемьянское, «что было прежде за Степаном Григорьевым сыном Чубаровым», числится уже за Борисом Годуновым.
Шли годы, село меняло своих хозяев. При некоторых из них усадьба процветала, велось строительство храма. Никита Зотов, Д.П. Горихвостов, Патрикеевы внесли значительный вклад в устройство храма и усадьбы.
В 1703 году в истории села Козмодемьянское появляется имя Никиты Зотова, воспитателя и учителя Петра I. В 1726-1730 Никитой Зотовым на месте сгоревшей деревянной церкви в селе Козмодемьянском начинает возводиться каменная церковь Космы и Дамиана и завершается строительство при его сыне Василии. Церковь построена в форме одноглавого куба в стиле барокко. При церкви была открыта церковноприходская школа.
В 1812 году церковь была разорена и разграблена французскими войсками. И лишь в 1819 году при Дмитрии Петровиче Горихвостове, новом хозяине села, возрождается усадьба и храм. Однако в ходе реконструкции церкви полностью меняется ее архитектурный облик с барокко на ампир. К храму пристраивается изящная двухярусная колокольня с высоким шпилем (1820 г., ампир).
В 1840 году усадьбой владела богатая семья Торлецких. За коммерции советником Александром Логиновичем, богатым землевладельцем, в селе состоял господский дом с оранжереей. В приходе церкви насчитывалось 47 дворов с населением около 300 человек.
В 1889 году на средства вдовы Екатерины Павловны Еналеевой к храму пристроен новый предел во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
Подольские купцы 1-ой гильдии Александра Игнатьевна и Алексей Споровы были последними владельцами усадьбы. У них было двое детей: дочь Анна и сын Сергей. После выхода Анны Алексеевны замуж за С.П. Патрикеева, усадьба в селе Козмодемьянском отходит А.А. Патрикеевой (в девичестве Споровой).
C 1907-1910 годы в усадьбе А.А. Патрикеевой строится новый каменный дом по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (по заказу С.П. Патрикеева) в стиле модерн. В основу нового проекта лег особняк Федора Осиповича Шехтеля, построенный им для себя в 1896 году в Ермолаевском переулке.
В усадьбе семья проводила летние месяцы. Здесь часто гостили и епископ Арсений (Жадановский), архимандрит Серафим (Звездинский). Каждый год из ТроицеСергиевой Лавры на Пасху и Рождество приезжали поздравители – чаще всего казначей Гефсиманского скита отец Досифей. В оранжереях имения выращивали розы, которые украшали залы химкинского особняка, а также поставлялись на званные торжества августейшей семье и в церкви.
Дом Патрикеевых всегда притягивал внимание своей необычной архитектурой. В этой работе Шехтель, прежде всего, стремился к созданию живописной композиции и в планировке особняка, и в построении его объемов. Он создал не единое здание-блок, характерное для классицизма, напротив, дом составлен из нескольких, различных по своему характеру, высоте и геометрической форме пространственных элементов. Здесь и башня, и выступающий вперед прямоугольный корпус с необыкновенно высоким треугольным щипцом кровли – как в средневековых домах западноевропейских городов, и еще одна полукруглая башенка на заднем фасаде. Поверхность дома непрестанно ломается, стены отступают, поворачивают под самыми различными углами, образуют выступы и впадины, постоянно движутся, как живой естественный организм. Свобода и раскованность, выраженная в объемной композиции, была решительно противопоставлена упорядоченной церемонности сооружений классицизма и малых построек эклектики. Внутри дома также ощущается «средневековый романтизм». Деревянные балки делят на квадраты потолки парадных залов, деревянная резная балюстрада галереи касается пышного камина, украшенного яшмой и сложной лепниной, призванной вызвать к жизни мысли о духах и преданиях, «населяющих» особняк. Главным художественным акцентом, как очень часто у Шехтеля, служит центральная деревянная резная лестница, поистине великолепная. Она начинается с величественного постамента под фонарем, выполненного в виде башни, иссеченной волнами длинных плавных линий – в их изгибе, спокойном, изысканном и многозначительном, ведет к витражу и венчается тяжелой серебряной люстрой. Вдоль лестницы висели картины венецианской живописи и иконы. Цветной витраж с растительной композицией в средневековом духе вставлен в верхнюю часть окон над центральной лестницей. Но еще красивее простые прозрачные витражи резного, толстого хрустального стекла с необычайно изысканным геометрическим рисунком, будто бы чудесным образом увеличившиеся ювелирные украшения работы старых мастеров (почти не сохранились). Все так было. Сейчас от былого великолепия остались лишь стены дома, камин, часть лепнины и витраж.
Долгое время усадьба Патрикеевых в Химках (ныне г. Москва), прозванная в народе «Белые столбы» (по белым столбам у въезда в усадьбу), хранила тайну о своих владельцах. И это порождало массу слухов и различных версий. После долгих исследований в Центральном государственном историческом архиве Москвы удалось восстановить очень интересные факты из родословной этой семьи.
На статью о Патрикеевых, опубликованную в 2000 году в «Московском журнале», откликнулась внучка Марии Павловны Патрикеевой Вера Алексадровна и Споровы. Однако еще очень много белых пятен в истории этого замечательного рода, поэтому автор будет благодарен за любые воспоминания о Патркеевых.
ПАТРИКЕЕВЫ
Сначала уточним значение фамилии Патрикеев. Вместе с другими русскими фамилиями Патраков, Патракеев, распространенными на Севере, фамилия указывает на форму Патрикей, Патрак, Патракей. В основе этой фамилии лежит отчество от канонического мужского имени Патрикий – греческая форма patricos – «отчий», а из латинского слова patricius – «благородный».
Род Патрикеевых – это старинный московский купеческий род.
Николай Патрикеев – протоколист в Благовещенском храме, ныне Благовещенский переулок.
В 1851 году братья Иван Николаевич и Василий Николаевич Патрикеевы получили купеческие свидетельства 3-ей гильдии Тверской части. На Театральной площади они имели свой собственный дом и лавки. Василий Николаевич имел детей: Павла, Илью, Николая, Михаила, Ивана, Петра и дочерей: Александру, Елену, Марию, Анну.
В «Справочной книге о лицах, получивших на 1872 год купеческие свидетельства 1 и 2 гильдии в Москве» имеются сведения о сыновьях Василия Николаевича Илье Васильевиче и Павле Васильевиче Патрикеевых. (Справочная книга о лицах получивших свидетельство на купечество 1, 2 гильдии в г. Москве на 1872 год. – М, 1872. – С. 221). Это была благочестивая купеческая семья (2-ой гильдии), торгующая посудой.
Род Патрикеевых был глубоко верующим. Илья Васильевич был старостой в Чудовом монастыре. Павел Васильевич (отец Сергея Павловича) стоял ктитором (старостой) в храме святого благоверного князя Владимира (основан в 1514 г.) в Садех. В 1899 году в Московских церковных ведомостях граф П. Дохиор писал о Павле Васильевиче: «… как истинный христианин и усердный сын Церкви, во-первых обновил внутри храм святого князя Владимира, а во-вторых, для дохода на нужды церкви и причта выстроил каменный двухэтажный дом с подвальным этажом и тем сохранил о себе незабвенную память…». (Московские церковные ведомости, 1899. 15 июля (№ 28). С. 354).
У Павла Васильевича были сыновья Сергей и Павел. По архивным документам удалось установить, что был еще младший сын Михаил он жил на Арбате, 53 (63 по архивным документам) в собственном доме. ( ЦИАМ ф. 179. Оп. 62 д. 8953.) По описи на владение недвижимостью с 1906 года имя Михаила вычеркнуто, а с 1910 года домами на Арбате владеет только Павел Павлович Патрикеев. Перед революцией он уехал в Южную Америку.
В книге Имануила Ильича Левина «Арбат – один километр России» подробно рассказывается об истории арбатских домов Патрикеевых, где ныне располагается музей-квартира им. А.С. Пушкина. (С. 169.)
Дочь Павла Васильевича Мария Павловна закончила немецкую школу Питера и Паула, в здании которого сейчас располагается Историческая библиотека и вышла замуж за дворянина Александра Федоровича Пистолькорса. Александр Федорович окончил юридический факультет Московского Императорского университета, получил звание кандидата права там же в 1891 году, служащий в императорской канцелярии в 1899 году, член совета парламента, кавалер нескольких орденов. Они имели четверых детей: Мария (умерла в 3 года), Александра, Евгения, близнецы Пётр и Павел. После революции Александр Федорович и его жена Мария Павловна продолжали жить в своей квартире в Петербурге. Сначала из 7-ми комнат им оставили 3, затем – одну. Но поскольку дети выросли и разъехались, то им хватало жилплощади, но было очень тесно. Жили они, по-видимому, на помощь сыновей Александра и Павла, и, наверное, частично – за счет продажи дорогих вещей. Мария Павловна умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде. Старший сын Александр стал крупным ученым, академиком в области антенн, радиотехники. По его воспоминаниям усадьбу в Химках, после постройки каменного дома, его обитатели называли ласково «Белый лебедь».
Семья Патрикеевых была крупными домовладельцами. Братья Патрикеевы совместно владели недвижимостью в Москве, которая сдавалась в наем. Обычно арендаторы открывали там лавки, магазины, рестораны. В одном из домов, принадлежавших им на Театральной площади против Большого театра на первом этаже располагался ресторан, магазин «Семена» и трактир (сейчас этот дом снесен, на его месте стоит гостиница «Москва»), а на втором этаже квартиры арендатора арендаторов.(ЦГИАМ Ф. 179 оп. 20 д. 1772).
В книге Л.Ф. Писарьковой «Московская городская Дума: 1863-1917 гг.» имеются более интересные сведения о братьях Патрикеевых: Сергее Павловиче и Павле Павловиче. Патрикеевы потомственные почетные граждане города Москвы. Оба брата закончили Московский Императорский университет: Сергей Павлович – юридический факультет с дипломом 1-й степени, Павел Павлович – физико-математический. (С. 478).
Павел Павлович, почетный мировой судья г. Звенигорода, являлся гласным Московского губернского Земского собрания и Московской городской Думы в 1909-1912 годах, попечитель Ремесленного детского приюта в г. Серпухове, исполнял обязанности директора Александро-Мариинского детского приюта в Москве с 1891 года, действительный статский советник, дворянин с 1914 года.
В 1878 году он временно предоставляет свой Арбатский дом для детского приюта. Сам П.П. Патрикеев живет на Смоленском бульваре дом № 16 (дом не сохранился). И лишь с 1910 года усадьбой на Арбате владеет только Павел Павлович Патрикеев. Он также владел недвижимостью и землей в Звенигородском (имения около деревни Татарки и деревни Угрюмово, близ Кубинки) и Верейском уездах. Павел Павлович был женат на дочери дворянина Екатерине Алексеевне Александровой. Екатерина Алексеевна принимала активное участие в Дамском попечительстве о бедных. Павел Павлович был старостой большого Кремлевского Успенского собора.
За усердие и особые труды Павел Павлович награжден орденами Святой Анны 3й степени (1897) и 2-й степени (1903) и Святого Станислава 2-й и 3-й степеней (1893,1900), серебряной медалью в память царствования Александра III (1896) и серебряной медалью на Александровской ленте в память Священного коронования Их Императорского Величества (1897), а также золотым вензельным знаком в память исполнения столетия со времени возникновения Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны (1897).
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ ПАТРИКЕЕВ
Сергей Павлович появился на свет по молитвам его матери Марии Васильевны в Троице-Сергиевой Лавре и святителя Филарета 23 июля в 1867 году, поэтому и был назван в честь Преподобного. Отрок Сергий ежегодно в благодарность своему Небесному покровителю вместе с родителями ходил из Москвы до Свято-Троицкой Лавры пешком на богомолье.
После окончания Императорского университета С.П. Патрикеев был определен Почетным членом Московского Совета детских приютов, а с 1905 года является Почетным членом при Главном Комитете для сбора пожертвований в пользу детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. (ЦИАМ ф. 4. Оп. 10 д. 1589)
29 апреля 1896 года в храме святого князя Владимира состоялось бракосочетание Сергея Павловича с Анной Алексеевной Споровой, дочерью вдовицы Александры Игнатьевной Осиповой. В Москве семья Патрикеевых жила в своем доме близ храма святого князя Владимира в Козьмодемьяновском переулке рядом с женским монастырем во имя Иоанна Предтечи. Вскоре в семье появился первенец – Павел, после него четыре дочери – Ольга, Мария, Александра, Анна и наименьший – Владимир. Все дети, кроме Марии и Анны (Марию крестили в Сокольниках, Анну – в Химках в храме Космы и Дамиана) крещены в храме святого благоверного князя Владимира священником Тимофеем Соболевым.
С.П. Патрикеев был попечителем многих городских училищ, а также состоял членом Благотворительного общества попечения о беспризорных детях при управлении Московского градоначальника. Получил золотой вензельный знак в память столетия Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, награжден также орденом св. Святослава II (1903) и III (1896) степени и серебряной медалью на Александровской ленте в память Священного коронования Их Императорского Величества. За усердие и особые труды удостоен орденом св. Анны II степени (1899).
Сергей Павлович вел активную государственную и общественную деятельность. На протяжении 21 года (с 1893 года) он работает в Московской городской Думе в разных комиссиях, в том числе и в финансовой, действительный статский советник (1910 ЦИАМ ф. 176 оп. 10 д.1591).
После смерти отца Павла Васильевича Сергей Павлович стал старостой в храме святого благоверного князя Владимира в Садех.
Александра Игнатьевна Осипова, по первому браку – Спорова. Первого супруга ее, подольского купеческого сына, звали Алексеем Тимофеевичем. Жили они в селе Троицком, что на Теплых Станах. Был у него брат – Дмитрий Тимофеевич Споров. У четы Споровых было много детей: Николай, Надежда и Аграфена умерли в младенчестве. О судьбе Евдокии, родившейся 9 февраля 1867 года, пока ничего не известно. Наверняка, были и другие дети. До нас дошли сведения об Анне Алексеевне Споровой, родившаяся 29.08.1875 года (в замужестве – Патрикеева), и Сергее Алексеевиче Спорове (приблизительно 1860 года рождения). В адресной книге Москвы за 1929 год упоминается Михаил Алексеевич Споров, член Моссовета.
Александра Игнатьевна Осипова (мать супруги С.П. Патрикеева) и С.П. Патрикеев занимались благотворительностью. Александра Игнатьевна Осипова построила новую трапезную для братии в Киево-Печерской Лавре, принимала большое участие в строительстве храма в Черниговском скиту в Сергиевом Посаде, к раке Сергия Радонежского соорудила большой серебряный подсвечник. В книге «Гефсиманский скит и Пещеры при нем» Сергей Павлович и Александра Игнатьевна Осипова отмечаются в ряду жертвователей на строительство Черниговского храма.
20 октября 1904 года газета «Московский листок» опубликовала некролог, посвященный памяти Александры Игнатьевны, в котором, говорилось: «… Почившая в своем родном селе, близ Москвы, в местности Теплый Стан соорудила великолепный храм, устроила училище на 30 детей, положила крупный капитал на его обеспечение я состояла его попечительницей. В 1888 году на ее средства был великолепно отделан храм Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами (ныне действующий)… В 1893 году почившая построила величественный храм Черниговской Божией Матери, что при пещерах Гефсиманского скита… В Зачатьевском монастыре ею возобновлены церкви и сооружен громадный корпус для монахинь… В Николо-Угрешском монастыре почившая соорудила, великолепную часовню… В Подольском уезде, в село Сосенки на средства покойной сооружен Храм… Почившая пожертвовала до 300000 рублей на украшение Собора в Ялте, в Оптинскую пустынь, в Зосимову пустынь, на Свято-Николаевскую общину Калужской епархии, и в другие церкви и обители… Много жертвовала на различные благотворительные учреждения и выдавала ежемесячные пособия слишком 100 семействам… Почившая имела четыре Благословения Св. Синода и много знаков отличия…».
Сын Александры Игнатьевны Сергей Алексеевич Споров (1860-1935) занимался, в основном чайной торговлей (числился купцом по 2-й гильдии), состоял пожизненным Действительным членом Елизаветинского Благотворительного общества, Почетным Членом Якиманского Благотворительного попечительства.
В 1904 году С.А. Спорова избирают старостой Храма Христа Спасителя (ЦИАМ, ф.179, оп.21, ед.хр, 2226, лл. I-5 с об.). А в 1910 году ему Высочайше пожаловано звание Личного почетного гражданина.
Сергей Алексеевич был женат на Евдокии Ивановне (1862-1929гг.). У них было пятеро детей: Иван (р. 15.07.1883 г.), Александра, Сергей, Анна и Зинаида. Бабушкиным любимцем и баловнем был Иван Сергеевич, который рос при ней.
Старший сын Споровых – Иван Сергеевич – личный почетный гражданин (в 1902 г. окончил Императорское Коммерческое училище) женился на – дочери Потомственного почетного гражданина г. Богородска Лидии Ивановне Елагиной (родилась 12 мая 1883). Оба – православного вероисповедания. У четы Елагиных было 8 детей. В Москве их дом находился в Введенском переулке (под №26), напротив роскошного особняка А.В. Морозова – сохранились целых три дома.
Именно по линии старшего сына Споровых – Ивана Сергеевича сохранилось наибольшее количество информации, и поддерживаются родственные связи с его потомками. Сын Спорова Анатолия Ивановича – Олег Анатольевич (1924 – 2000), доктор медицинских наук, крупный специалист в области детской рентгенологии. Его дети также трудятся в области медицины. Потомки славного рода Споровых явили миру многих замечательных людей.
Анна Алексеевна Патрикеева также как и ее муж занималась благотворительностью. В 1908 году в одном из домов по Климентовскому переулку, ей принадлежавших она устроила Пятницкое женское городское училище.
В 1911 году С.П. Патрикееву было пожаловано дворянство.
Сергей Павлович имел свою автомашину и был членом «Московского автомобильного общества».
В 1914 году Сергей Павлович неожиданно занемог, две недели был между жизнью и смертью. 26 ноября в 1914 на кануне праздника Знамении Божией Матери Сергей Павлович скоропостижно скончался. На третий день по кончине, для отпевания почившего прибыл епископ Серпуховской Арсений. Некрологи, которые были напечатаны в газетах «Русские ведомости», «Московские ведомости» и «Московский листок» сообщают, что на панихиде присутствовали: главноначальствующий свиты Его Величества генерал-майор А.А. Андрианов, Московский городской голова М.В. Челноков, товарищ городского головы А.А. Брянский, члены Управы, гласные Думы, представители торгово-промышленного мира.
В Московской городской Думе было прервано заседание и в малом зале отслужена панихида об усопшем. С.П. Патрикеев похоронен на Пятницком кладбище в г. Москве. Над семейным склепом некогда была часовня во имя преподобного Сергия Радонежского, но бурные годы, имевшие место в нашей стране, к сожалению, ее не сохранили.
ПОТОМКИ
О сложной и непростой судьбе детей С.П. Патрикеева я узнала из книги «Молю о тех, кого ты дал мне…» и из рассказа его внучки Елены Владимировны Патрикеевой. Первая наша встреча состоялась в храме Космы и Дамиана в Козмодемьнском, а продолжилась доме ее деда.
В церкви у отца Сергия получаем благословение, а потом осматриваем дом. У входа на стене дома висит табличка: «Памятник архитектуры. Охраняется государством». С трепетом входим в дом, поднимаемся на второй этаж по деревянной лестнице. Некогда здесь тихо и мирно текла семейная жизнь, звучали детские голоса. В парке, известным еще с 1767 разнообразием пород деревьев, сохранились столетние кедры. После осмотра дома Елена Владимировна показывает мне семейные фотографии. С волнением я гляжу на строгое, благородное лицо Сергея Павловича и вспоминаю его наказ детям: «…в лаптях, но со своим народом». Из беседы с Еленой Владимировной узнаю, что она – врач, кандидат медицинских наук, сын Михаил и дочь Марина также имеют высшее образование. Муж Юрий Васильевич закончил МВУ им. Баумана и сейчас работает в институте космических исследований. По словам Елены Владимировны на левом берегу реки Химки Сергеем Павловичем была построена часовня во имя святого благоверного князя Владимира. Бурное и мятежное время стерло в памяти химчан место нахождения этой часовни, а по архивным документам пока ничего не найдено.
К сожалению, брат Елены Владимировны – Вячеслав Владимирович Патрикеев скоропостижно скончался, но остался сын Алексей Вячеславович. Он закончил институт стали и сплавов, живет и работает в Москве.
Накануне 2005 года мне позвонила Вера Александровна Мартынова (в девичестве Пистолькорс) и сказала, что она внучка Марии Павловны Патрикеевой. Так в 2005 году встретились сестры Патрикеевы. Вера Александровна тоже врач, доктор медицинских наук. Она долгое время разыскивала своих родственников, не подозревая, что работала Еленой Владимировной в одной и той же области – медицине.
Я думаю, что благословлению матушки Иоанны, которая в миру получила медицинское образование, потомки Патрикеевых и Споровых также трудятся в этой области.
ДЕТИ
Детей учили дома и каждую весну они ездили сдавать за пройденный класс экзамен в приказ гимназии Арсеньевой на Пречистенку. Воспитанием детей занимались гувернантка и няня Аксюша. Гувернантка учила их правилам светского приличия, музыке, водила в музеи и кино. Но детей больше тянула к себе иная жизнь: дома у них был свой монастырь. У каждой была своя келия; молились, отказывались от развлечений и угощений.
Дочери Патрикеевых любили одеваться во все темное, мона-шеское. Летом дети учились шить. Под руководством гувернантки они нашивали на деревню несколько десятков ситцевых платьев разного размера. Девятого сентября крестьяне приходили поздравлять с днем Ангела Анну Алексеевну, и бедных оделяли ситцевыми платьями – на радость крестьянкам, и детям.
Ездили по монастырям. Неподалеку от Химок был Казанский Головинский женский монастырь. Бывали с няней и на хуторе Ивановского монастыря с древним храмом преподобного Сергия Радонежского.
Перед смертью Сергей Павлович, предчувствуя трагическое будущее России, собрал своих детей и завещал: «Наступят дни страшных испытаний для Отечества. Но я говорю вам, если и потеряете материальные блага, все равно оставайтесь в России. В лаптях, но со своим народом»
После смерти С.П. Патрикеева, супруга его Анна Алексеевна осталась вдовой с четырьмя дочерьми и двумя сыновьями. Попечителем семьи стал Павел Павлович (брат Сергея Павловича).
В 1918 году семья Патрикеевых выезжает из Москвы в Саратов. Не прошло и двух недель как семья подверглась нападению грабителей, и, лишившись материальных средств, поневоле осталась зимовать в Саратове. Попытка выехать из России не удалась. В 1919 году семья возвращается в Москву. После революции Патрикеевы лишились недвижимости. Анне Алексеевне выделяют маленькую комнатку прислуги с выходом на кухню, поэтому ей приходится уехать к дочери Ольге в Серпухов.
Непросто сложилась судьба е детей. Павел Сергеевич (13 января 1897 г. рождения), старший сын С.П. Патрикеева некоторое время обитал на лестнице собственного дома. Тогда кто-то позаботился, устроили Сергея Павловича в дом инвалидов, откуда он сразу ушел. Так и жил на улице: утром и вечером в церковь, ночевал, где придется, а зимой, чтобы не замерзнуть, ездил на электричке.
Старшая дочь, Ольга Сергеевна Патрикеева (7 июля 1898 г. р.) закончила гимназию в 1915 году и поступила на сельскохозяйственные курсы (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Ольга Сергеевна ушла совсем еще юной в СерафимоЗнаменский скит, затем переезжает в Аносину пустынь. В 1929 году закрывают Аносину пустынь и Ольга уезжает в Серпухов, где работает на трикотажной фабрике бухгалтером и снимает комнату. Монахиней не была, была рясоформной инокиней. Вместе с ней живет мать, Анна Алексеевна, которая тоже принимает иночество. В пятьдесят лет Ольга теряет обе ноги (попала под трамвай в Москве). До последней минуты ее опекал батюшка Леонид Кузьминов. Батюшка Леонид отмечал в ней замечательную любовь к храму, от нее нельзя было услышать никакого ропота, недовольства, всегда приветлива. Умерла в июле 1983 года.
Мария Сергеевна Патрикеева (28 июня 1899 г. р.) ушла в Серафимо-Дивеевский монастырь. Здесь она была послушницей и зубным врачом обители. Мария Сергеевна в тридцать девять лет умерла от брюшного тифа.
Александра Сергеевна Патрикеева (20 октября 1901 г. р.) пропала во время революции.
Самая младшая и горячо любимая отцом дочь Анна Сергеевна Патрикеева (22 августа 1903 г. р.), как и ее сестры в жизни земной выбрала духовный путь. В 1923 году Анна по благословению настоятельницы схиигумени Фамари (Серафимо-Знаменского скита) и епископа Арсения следует сопровождать в ссылку епископа Дмитровского Серафима Звездинского, своего духовного отца. С тех пор в течении 15 лет послушница Анна всюду сопутствовала Владыке Серафиму. В 1937 году Анна возвращается в Москву, поселяется близ Волоколамска, а затем в СергиевомПосаде. В 1942 году принимает пострижение в мантию и схиму, живет в г. Дмитрове. Умерла в июле 1980 года.
Младший сын Владимир Сергеевич Патрикеев родился 9 апреля 1907 года, крестными восприемниками были Сергей Алексеевич Споров и Мария Павловна фон Пистолькорс (Патрикеева). В честь рождения долгожданного сына Сергей Павлович Патрикеев построил часовню в Химках во имя благоверного князя Владимира, которая к сожалению, не сохранилась.
Учился хорошо, владел иностранными языками, но из-за дворянского происхождения попасть в высшее учебное заведение не удалось. Владимир Сергеевич работал на закрытом заводе в Сокольниках токарем, был хорошим специалистом. Воевал в финскую войну, а потом в Великую Отечественную в танковых войсках, был командиром танка. Погиб в начале мая 1945 года, предположительно в Восточной Пруссии. На фотографии, присланной с фронта Владимиром Сергеевичем была сделана надпись: «Восточная Пруссия 7.3.45 г. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них вступает в бой. Родным и дорогим сыну Славику и дочке Лёле от их отца».
Владимир Сергеевич Патрикеев единственный из шести детей С.П. Патрикеева продолжил род Патрикеевых. Он оставил после себя детей: Елену Владимировну и Вячеслава Владимировича Патрикеевых.
-2 комментария-
Исправьте пожалуйста фамилию ТАрлецкий на ТОрлецкий.
Спасибо, исправили.