Храм добродетели душа её была…
СХИМОНАХИНЯ ИОАННА – АННА СЕРГЕЕВНА ПАТРИКЕЕВА
(По материалам книги «Молю о тех кого Ты дал мне…»)
Люблю Обители святые,
И чудный звон их неземной,
И главы древние златые,
И стены белые с резьбой.
А.С. Патрикеева.
Анна Сергеевна Патрикеева родилась 22 августа 1903 года в Химках.
Сергей Павлович назвал свою третью дочь в честь горячо любимой супруги Анны Алексеевны. На третий день, после рождения, 24 августа, новорожденного младенца окрестил протоиерей Григорий Скворцов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Химках.
Детские годы Анны прошли под теплым уходом доброй, глубоко верующей няни Ксении Ивановны Коротковой. Еще в младенчестве няня учила детей молиться, поминать о здравии и за упокой. В доме было много икон, особенно Сергия Радонежского. В детской – «Явление Божией Матери преподобному Сергию».
Каждое воскресенье и все праздники семья Патрикеевых посещала церковные богослужения. В младенчестве Анну часто причащали Святых Христовых Тайн. В детской памяти запечатлелись моменты Святого Причащения в храме Косьмы и Дамиана в Химках, в приделе благоверного князя Александра Невского, и в храме святого князя Владимира в Москве. Готовилась маленькая отроковица к исповеди заранее: устроится в укромном уголке и пишет детским почерком свои грехи, хотелось написать как можно больше и покаяться во всем… В храме, перед большой иконой святителя Митрофана Воронежского в схиме, почтенный старец-протоиерей Тимофей Соболев читает записку Анны, смотрит одобрительно на юную исповедницу и, разорвав рукописание произносит разрешительную молитву. Строгий лик святителя Христова Митрофана точно внимает исповеди отроковицы… После исповеди дети пили чай с хлебом и до утра оставались без еды.
Каждый год, как только семья возвращалась из Химок, Анна Алексеевна вместе с детьми совершала паломничество по московским святыням. И начиналось оно с часовни Ивановской женской обители, затем в часовню Боголюбской Божией Матери, а отсюда на Варварку – к святой великомученице Варваре. Далее к часовне Спасителя Москворецого, от нее шли к храму Василия Блаженного. Заходили к Спасителю близ Спасских ворот и потом в Вознесенскую обитель, Чудов и Успенский монастыри, Казанский собор, Иверскую и Богоявленскую часовни и последнюю часовню Гефсиманского скита преподобного Сергия Радонежского на Ильинке.
Дети с няней бывали в Зосимовой пустыне и Троице-Сергиевой Лавре. Здесь под впечатлением от рассказа Ксении Ивановны о том, что преподобный Сергий отказался взять золотой крест из рук святителя Алексия, Анна решает отдать свои золотые вещи бедным, а браслетку – в Казанский собор Божией Матери.
В 1915 году Анна перенесла тиф.
Однажды в день памяти преподобного Тихона Калужского дети с няней поехали в его пустынь. Анна с усердием и любовью прикладывалась к святым иконам, когда подошел к ней пустынный инок и спросил:
— Девочка ты откуда приехала?
— Из Химок.
С Химок – схимница, трижды повторил старец и отошел от нее. Так инок пророчески предсказал Анне ее будущую судьбу.
С кончиной отца сердце Анны стало стремиться к Единому Богу. Не влекли ее шумные увеселительные места. Лето проходило в Химках, в загородном доме. В своей отдельной комнате Анна молитвенный уголок. В нем висели иконы Нерукотворный образ Спасителя, Владимирской Божией Матери и святой праведной Анны. В огромном парке, среди густых тенистых деревьев, она устраивает себе пустыньку для уединения, чтения и молитвенного созерцания – в подражание Тихону Калужскому, молившемуся в дупле большого старого дуба.
С 1916 года Анна со своей старшей сестрой Ольгой стали часто бывать в Чудовом монастыре у Владыки Арсения и архимандрита Серафима. Здесь они вступили в братство святителя Алексия, Владыка Арсений благословил Анну, надев на нее образочек с изображением святителя.
9 сентября 1916 года Владыка Арсений вместе с архимандритом Серафимом приехали на именины Анны Алексеевны и младшей ее дочери. Великую радость доставил маленькой молитвинице подарок Владыки Арсения – книга Нового Завета с надписью рукою Владыки: «Христовой отроковице Анне Патрикеевой в день Ангела 9 сентября 1916 года. Епископ Арсений Серпуховской».
В 1918 году под опекой Павла Павловича (брата Сергея Павловича) семья пытается выехать за границу, но в Саратове они подвергаются ограблению и остаются без материальных средств. Возвращаются в Москву только весной 1919 года.
В 1920 году Анна закончила гимназию. Владыка Арсений благословил ее обучаться медицине. Анна поступает в фельдшерскую школу. В 1921 году она начинает петь на клиросе и читать в своем приходском храме святого князя Владимира.
В 1922 году, в предвидении возможного заключения, епископ Серафим официально оформил удочерение Анны, так как сопровождать осужденных в изгнание разрешалось только родственникам. После его ареста только одна Анна, на правах родственницы, могла передавать в тюрьму передачи. Епископ Арсений сказал ей, что ее всецелое послушание от него и от скита – заботиться о Владыке Серафиме и, живя вновь в Москве, помогать ему всем, чем может. Когда был вынесен приговор Владыке, епископ Арсений и матушка Фамарь благословили Анну сопровождать духовного отца в ссылку. Ее сестрой и помощницей в этих трудах стала послушница Клавдия, направленная игуменией Борисоглебского монастыря г. Дмитрова матушкой Сергией.
30 апреля 1923 года Анна простилась с мамой и отправилась на первое свое монастырское послушание в ссылку – от Таганской тюрьмы, откуда вывели на этап Владыку Серафима. На Зырянской земле 26 ноября 1924 года Владыка одел Анну в рясу и апостольник. Время изгнания заканчивается в 1925 году и Анна вновь возвращается в Москву.
Летом 1926 года Владыку Серафима обязали выехать за пределы Московской области и он решил принять приглашение игуменьи Александры из Дивеевского монастыря. Анна сопровождает Владыку. Здесь она встречается со своей родной сестрой Марией, послушницей и зубным врачом Дивеевской обители. Год и два месяца Дивеево было пристанищем Владыки Серафима и его духовной дочери Анны. В 1927 году монастырь закрывают, Владыку Серафима, Владыку Зиновия и матушку игуменью Александру под арестом вывозят в Арзамасскую тюрьму, а затем в Нижний Новгород. 25 сентября больного Владыку отдают Анне на поруки.
Новым местом жительства стал маленький городок во Владимирской области Меленки. Владыка поселился в отдельном доме, что позволило устроить домашнюю церковь. Из Дмитрова и Москвы к епископу Серафиму приезжало множество духовенства. В Меленках Анну снова беспокоил туберкулез легких. Однако Анна крепилась и молилась, чтобы Господь дал ей сил выполнять свое послушание: рисовать иконы, печь просфоры, убирать комнаты, хлопотать о приезжих.
В Меленках Владыка Серафим и схиигуменья Фамарь благословили Анну готовиться к постригу в рясофор. День пострига был назначен на 25 марта 1928 года в день Благовещения пресвятой Богородицы. Ольга (старшая сестра Анны) была пострижена 2 января 1928 года. Анна – 1 марта 1928 года. После пострига Владыка благословил Анну образом сибирского чудотворца Симеона Верхотурского. Это навело её на мысль о том, что в дальнейшем им придется побывать в Сибири.
В 1932 году 11 апреля Анна и Клавдия были арестованы и отправились в заключение. Здесь ее пытались заставить отречься от Бога и заняться устройством новой жизни, пытались снять с нее монашескую одежду. Анна с Божией помощью вынесла все страдания, которые выпали на ее долю за 2,5 месяца тюремного заключения. 24 июня 1932 года ее отправили в Москву. В Москве она узнала, что Владыка томится в заключении. Поспешила передать ему необходимые вещи, продукты и деньги. Вскоре епископу Серафиму был вынесен приговор: «Три года вольной ссылки в Казахстан».
Новые скитания привели их в Алма-Ату. Здесь их приютила верующая девица Луша. Анна переболела малярией, обострились болезни у Владыки. Вскоре приехала Клавдия. Однако 28 октября пришлось ехать на поселение в Гурьев. Дорога была дальней и трудной. Все тяжело болели в пути. В Гурьев добрались к Рождеству. Хозяева, приютившие скитальцев, были добрыми людьми. Анна вышивала и рисовала, Клавдия продавала ее изделия, этим и кормились. Неожиданно Владыку арестовали и сослали в Уральск. В Уральске Владыка Серафим тяжело переболел малярией. В 1935 году 12 января все возвращаются в Москву, но не надолго. 15 января новая ссылка в Омск, а оттуда на жительство и Ишим. Ишим стал для изгнанников тихой пристанью на два года (1935-1937 гг.). Жили уединено, проводя дни в молитве, посте и чтении духовных книг. Изредка наезжали из Дмитрова духовные чада Владыки. По окончании ссылки Владыка Серафим добровольно остался на жительство в Ишиме.
22 октября 1936 года Владыка объявил Анне, что хочет совершить постриг ее в мантию. Однако сбыться ее мечте не удалось. 10 июня Владыку Серафима снова забирают в тюрьму. Его обвинили как «проповедника, имевшего авторитет» и отправили в Омск. Анна и Клавдия последовали за своим духовным отцом. Первое время удалось передать несколько передач и увидеться, но в дальнейшем встречи и передачи были запрещены. Из Омской тюрьмы с конца августа известия о Владыке перестали поступать. Пытались обратиться в Красный Крест, прокуратуру. Однако получили грозное предупреждение: «Если придете еще раз, то здесь и останетесь». Тюремное начальство сообщило, что епископ сослан в лагерь на десять лет без указания адреса и без права переписки. Решили бросить жребий: оставаться в Сибири или уехать на родину. Жребий выпал вернуться на родину. 22 октября 1937 года Анна и Клавдия выехали в Москву. Здесь пыталась узнать адрес Владыки. В марте 1938 года Анна вновь пытается разыскать Владыку Серафима и выезжает в Омск, но безуспешно.
Вернувшись в Москву, Анна стала жить вместе с Клавдией близ Волоколамска в поселке Чисмена, работала в артели, вышивала. Духовником сестер стал отец Варнава, игумен Пешношский. Через три года они поселяются в Вифании Сергиева Посада, близ Гефсиманского скита. Преподобный Сергий привел ее в Ильинскую церковь. В ней она стала петь на клиросе. В начале марта 1942 года отец Александр постригает Анну в монахини под именем Иоанны, 18 марта – в схиму.
5 сентября 1942 года Иоанна и Клавдия переехали на новое место жительства в Дмитров. Духовником схимонахини стал старец Александр Фелицин. Он благословил мать Иоанну держаться дома и никуда не выходить. Клавдия перешла на жительство в домик при храме Казанской Божией Матери, где и трудилась.
«Вместо себя оставлю вам Анну», – утешал когда-то святитель Дмитровский Серафим свою паству. И он был прав, ибо в дальнейшем матушка оказала немалое влияние на духовную жизнь города Дмитрова. Она отличалась широкой культурой: знанием русской истории и литературы, истории Церкви, владела европейскими языками (в том числе греческим и латынью), окончила три курса консерватории, играла на фортепиано и пела. Вела духовный дневник, составляла молитвы, акафисты, каноны, жития новых подвижников благочестия, сочиняла стихи, писала иконы и духовные картины. Матушка щедро делилась своими знаниями и книгами.
Годы скорбей и лишений, прожитые с епископом Серафимом, были годами ее духовного становления. Благоговея перед Владыкой и дорожа каждым его словом, матушка неустанно записывала его беседы и проповеди; несмотря на многочисленные переезды и обыски, сохраняла его письма.
Мать Иоанна в немощи своей стремилась во всем держаться устава, по которому жила в бытность свою с Владыкою, утешаясь Господом и Пречистой Его Материю, в которых находила главное утешение своей жизни. Не оставляя надежды дожить до возвращения Владыки Серафима, она просила Господа: «Ими же веси судьбами, Спасе, спаси мя. Приложи мне, Господи, веру. Аминь».
В 1955 году из ссылки возвратился епископ Афанасий (Сахаров), по духу очень близкий епископу Серафиму. Это известие принесло матушке большое утешение и радость. Вскоре между ними установилась регулярная переписка. Матушка писала епископу Афанасию, делясь незатихающей болью:
Снятый Владыко!
<…> прошу Вас усердно молиться за Владыку нашего Серафима, в одно из последних свиданий он сказал мне: «Проси всех за меня молиться»…
Инокиня Анна. 14. 09. 56
<…> Невольно в сии великие дни [Рождества Христова] особенно вспоминаю то светлое и многоценное время, когда была близ своего Святителя и отца…
Инокиня Анна. 8. 01. 57
В том же 1957 году матушка Иоанна ездила к епископу Афанасию в Петушки. В их встрече и беседе «лицом к лицу» она обрела долгожданную духовную поддержку; отношение ее к Владыке стало до конца доверительным. Первое же сохранившееся письмо, написанное ею епископу Афанасию после возвращения домой, оканчивается словами: «Целую Вашу благословляющую десницу… Смиренная схимонахиня Иоанна».
Однажды она сильно заболела и пригласила причастить ее священника, студента Духовной Академии из Троице-Сергиевой Лавры, служившего в Дмитрове. С того времени и до 1956 года отец Родион Кревский посещал ее и причащал. С 1956 года в доме, где жила мать Иоанна, поселился другой священник – настоятель Введенского храма о. Борис Гузняков, который и стал ее духовником. По его благословению она помогала ему в алтаре Введенского храма, а по его переезде в Москву, ездила туда и прислуживала в алтаре Преображенского храма, где он стал служить. В этом храме еще в 1925 году служил Владыка Серафим, и вот спустя тридцать лет его послушница прислуживала здесь в алтаре, при митрополите Николае, вспоминая своего дорогого Владыку. Затем она была с отцом Борисом близ своего родительского дома на Солянке, в храме святых апостолов Петра и Павла, а после на Ордынке, в храме «Всех Скорбящих Радость».
По воспоминаниям отца Бориса дух матушки, напитанный евангельскими истинами, пробуждал тех, кто с ней соприкасался в жизни, страх Божий, а ее вдохновенная вера в Бога и любовь ко Христу «зажигала в сердцах людей зов идти к Создателю». От иеросхимонаха Алексия Зосимовского через Владыку Серафима схимонахиня Иоанна восприняла старчество.
Круг общения матушки Иоанны был достаточно разнообразен и широк: митрополит Николай (Ярушевич), епископ Афанасий (Сахаров), духовные чада Владыки Серафима, московская духовная интеллигенция, работницы, летчики, врачи. Никого, из приходящих к ней, не отпускала не накормив, не оделив дарами.
Молитва схимницы объединяла Церковь Небесную и Земную. Её громадный синодик начинается Великими князьями времени становления Руси, продолжается царственными новомучениками, митрополитами и епископами, теми с кем вместе шли по этапу или встречались в ссылках, а также безвестными инокинями и послушницами и теми, о ком просили помолиться ее духовные чада.
В конце жизни Господь привел ее жить уединенно в деревне Поддубки, в четырех километрах от Дмитрова, в своем доме. Здоровье стало слабеть: астма, ухудшение зрения. В 1975 году мать Иоанну разбил паралич. Поездки в Москву стали невозможны, отец Борис навещал ее в Поддубках. Живя на самой окраине деревни, однажды ночью она подверглась нападению грабителей. Вследствие крайнего обветшания ее домика и невозможности дальнейшего проживания в нем, Иоанне предоставили комнату, кроме нее в квартире проживала еще одна многодетная семья. Уединение и молитва здесь были возможны, и мать Иоанна смирилась с этим…
За время жизни в Поддубках схимонахиня Иоанна стала известна как старица, духовной помощи которой искали многие. В своей «пустыньке» принимала она приходивших. Подобно Владыке Серафиму, матушка глубоко почитала святых отцов и учителей Церкви, хорошо знала их творения и в советах своих руководствовалась святоотеческими поучениями; щедро делилась и книгами. Подобно Владыке, никого не отпускала не утешенным.
Одной из главных своих забот схимонахиня Иоанна считала сохранение памяти о епископе Серафиме, духовная связь с которым никогда у нее не прерывалась. «Владыка всегда со мною, часто исповедую ему свое духовное состояние, часто прошу вразумления и утешения в скорбях и болезнях», – писала она в одном из писем епископу Афанасию. Матушка Иоанна считала наследие архипастыря бесценным, шла на многие лишения, чтобы его не только сберечь, но сделать достоянием Церкви. Она обладала замечательной, редкой памятью и неоднократно писала воспоминания о Владыке. Часто рискуя жизнью, несмотря на многочисленные переезды и обыски, сохранила творения, письма, беседы замечательного святителя ХХ века Серафима Дмитровского, ныне причисленного к лику святых новомученников. Это позволило включить материалы в книги о Владыке: «Молю о тех кого Ты дал мне… Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери, схимонахини Иоанны (Анны Сергеевны Патрикеевой)», «Все вы в сердце моем…».
Последние дни своей жизни матушка провела в коммунальной квартире на окраине Дмитрова.
Умерла 21 июля 1980 года на Казанскую. Отпевал ее настоятель Казанской церкви Борис Гузняков. Гроб несли батюшка Олег Пенежко и отец Владимир. Похоронили ее на Дмитровском кладбище, на Красной горке. Господу не было угодно исполнить желание матушки Иоанны быть погребенной в могиле ее отца на Пятницком кладбище в Москве. В эти дни проходили Олимпийские игры в Москве и не представилось возможным перенести тело усопшей в столицу.
Васильева О.Н.
-0 Комментарий-