Династия волгарей Мочаловых-Плотниковых-Талишневых
Волга с древних времен выполняла основную транспортную роль в государстве, «являясь главной улицей России».
Еще во II веке н. э. Птолемей упоминал о Волге, называя её рекой Ра. Начинаясь с Валдая (недалеко от города Ржева), она несет свои воды на 3688 км, считаясь самой большой рекой Европы. Известно, что с 8 века славяне, благодаря ей, проникали в сказочный Багдад.
На своем длинном веку река матушка- Волга видела многое : чёлны, парусники, ладьи, учаны, коноводки, беляны… бурлаков, пароходы (первый построен в 1817 году в селе Протва на реке Кама), баржи, буксиры, паровые танкеры, теплоходы, ледоколы, толкачи, дизель-электроходы, суда класса река-море, суда на подводных крыльях и т.д.
Волга — это история наших предков, городов Поволжья, история сегодняшнего дня.
С постройкой канала, в 1937 году, воды Волги достигли гранитных набережных Кремля, сделав Москву столицей пяти морей.
Издавна людей, посвятивших реке свою жизнь, называли словом волгарь! Нет, не волжанин, который живет на её берегу и любуется ею. Волгарь – это слово сродни слову «пахарь», т.е. труженик. У волгарей с давних пор профессия отца переходила к сыну по наследству (судоремонтник, судостроитель, лоцман, шкипер, капитан, матрос, механик…). На берегах Волги и сейчас много селений, где эту традицию сохраняют и ныне. К таким местам, в том числе, относятся – село Кадницы, напротив его затон Памяти Парижской Коммуны (Паркоммуна) с районным центром в селе Работки Нижегородской области.

Затон – речная акватория для отстоя и ремонта судов, защищена от течения и ледохода. Затоны появились в 1912 году, как и порты, в след за пристанями (1838 год).
Затон Паркоммуна возник в начале 20 века. В советское время там открыли судоремонтный завод – градообразующий объект всего посёлка, вокруг которого он формировался. Во время Великой Отечественной войны в затоне не только зимовали и ремонтировали суда, но и выпускали плавсредства для переправы на другой берег воинских частей и техники. После войны на заводе наладили выпуск буксиров.
В конце 20 ого века он числился одним из трёх лучших на Волге судоремонтных заводов. Существует затон и сейчас. Его границы значительно расширились за счет притока нижегородских дачников. Их фазенды возвышаются пока ещё на фоне деревянных домиков жителей. В посёлке появилось много кирпичных домов: клуб, столовая для населения, детский комбинат, обновлена больница… По спецпроекту построена школа одиннадцатилетка со спортзалом, просторными классами.
С затоном Паркоммуна связаны судьбы наших предков как со стороны мужа, так и с моей. Известно, что еще в начале 1920-х годов по Волге ходила баржа «Петр Мочало́в», якобы, дальний родственник мужа. В Парткоммуне я встретилась со своим мужем. Родилась я тоже в затоне за полтора года до начала войны. Потом каждый год летом из Москвы ездила сюда отдыхать.
Затон – это моя малая родина!
Невозможно не любоваться на спокойную голубоватую гладь Волги, на величественные, белоснежные теплоходы, пыхтящие самоходные баржи, несущиеся, словно стрелы, ракеты на подводных крыльях. А незабываемые «скрипучие пески» (речная коса) с естественным пляжем, с жёлтым, промытым раскалённым солнцем песком, в котором по щиколотку утопает нога! Очень высокие крутые берега Волги, наверху которых раскинулось село. Внизу их у самой воды – вековая дубовая роща, где назначались по вечерам свидания.
Околицу селения окаймляют зелёные леса с щебечущими пташками, полные грибов, ягод, густых зарослей шиповника. С севера посёлка, перед лесом — погост, с памятниками над «отеческими гробами». Они каждому жителю напоминают о чём-то своём, сокровенном и дорогом.
Это воспоминания детства! Жизнь внесла свои коррективы. Многое изменилось. Однако эти места очень дороги мне, где я жила с прабабушкой Ольгой Александровной Титовой в очень тревожные первые три года войны.
Она вечерами не раз рассказывала мне о своём муже Василии Титове жившем на рубеже 19 – 20 веков, всю жизнь проработавшем на волжских судах.
В то военное время мы жили в доме зятя прабабушки, моего деда Плóтникова Сергея Павловича. Он был старшим механиком двухпалубного судна (3-х и 4-х палубные суда появились только в 1954 году).
Должность механика, как и капитана, всегда почиталась в Затоне.
В этой должности и застала деда война. За три года проживания в доме деда, я его ни разу не видела.
Режим военного времени в стране не предусматривал отпусков. Судно дедушки совершало рейсы по маршрутам: Москва – Горький, Москва – Пермь, Горький – Астрахань, когда было возможно, Горький – Сталинград… В столицу привозили группы ополчения, воинские части, военную технику, продукты … дрова, в которых была острая нужда не только для отопления домов, а и предприятий, и общественных учреждений.
Из Москвы вывозили жителей, детей детдомов, эвакуировали госпитали… Судно деда, как и другие волжские суда, стало осуществлять пассажирские перевозки только с 1944 года.
Вклад речников в дело Победы
В начале войны 700 речников добровольцами ушли в Красную армию. Из них 34 человека были удостоены звания Героя Советского Союза. Условия работы речников на Волге и канале Москва – Волга были тяжёлые: нужно было гасить судоходные огни, маскировать свет прибрежных сёл и многое другое. В годы войны прекратились гудки, работы велись только ночью, маскировались шлюзы и плотины, чтобы их не видели с воздуха.
Всё это под непрерывном огнем противника, который был очень активен осенью-зимой 1941 года. В ноябре по приказу Государственного Комитета Обороны (ГКО) на канале демонтировали основное оборудование ГЭС и шлюзов. Оно было отправлено в тыл страны и было возвращено назад после битвы под Москвой.
Несмотря на происки врага, ни на один день не прекращалась деятельность плавсостава. В конце ноября – начале декабря 1941 года подвиг речников канала Москва – Волга стал решающим фактором в обороне Москвы, когда они воздвигли непреодолимый водный рубеж на пути врага к столице.
Тяжёлая навигация выдалась и в 1942 году. Весной поступил приказ ГКО о переключении большого количества военного груза с железных дорог на водные пути. В августе фашисты прорвались к Волге севернее города Сталинград. Суда подрывались на минах, получали пробоины, многие были потоплены. Тогда было принято решение о вооружении речных судов, вплоть до «Катюш».
Срочно буксирные суда переоборудовались в бронекатера, тральщики мин, глиссеры, канонерские лодки. С бронекатеров у Сталинграда речники обрушивали огонь на вражеские позиции. Суда доставляли в осаждённый город воинские части, боеприпасы, вооружение, медикаменты, продукты и т.д. Вывозили раненых, жителей и детей. И всё это под грохот канонады врага! Срочно сформировали «Волжскую военную флотилию». В качестве примера можно вспомнить, как в Сталинград речники вовремя доставили пятую военно-десантную бригаду А.И. Родимцева, отличившуюся там в боях. 27 августа 1942 года три волжских судна, в том числе пароход «Парижская коммуна», вывезли из города жителей и раненых бойцов.
В марте 1942 года отец мужа – Мочалóв Михаил Иванович воевал в частях Красной армии Южного фронта. До войны он жил в посёлке Чкаловск Горьковской области. Плавал на волжских судах. В 1930-х годах был призван в армию. Участвовал в советско-финской компании.
Летом 1942 года в качестве политрука роты он сражался в 76-й морской стрелковой бригаде 56 армии Южного фронта. Бригада состояла из курсантов Севастопольского военно-морского училища. 8 марта 1942 года при форсировании реки Миус, недалеко от села Матвеев Курган Ростовской области политрук Мочалов Михаил Иванович повёл своих «братишек» в свой последний бой.
Во время войны родной дядя мужа – Та́лишнев Степан Петрович, родом из затона Паркоммуна, во время Московской битвы работал инженером в Тушинском районе гидросооружений (РГС). В конце ноября, когда враг оказался на пороге Москвы, Степан Петрович возглавил группу речников, которым было приказано устроить склады взрывчатых веществ под шлюзами №7, №8 и №9 и ,в случае оставления столицы, взорвать их.
К «Московскому потопу» мог прибавиться и «Кремлёвский». Однако Москва выстояла. Этот факт пока засекречен. После войны С.П. Талишнев много лет возглавлял Тушинский РГС.
Как во время войны, так и после неё, семьи Мочаловых – Талишневых – Плотниковых работали на судах, курсирующих по Волге и каналу. Кадры для них готовились речными училищами, в том числе действующим в затоне Паркоммуна, в котором преподавал мой дядя Плотников Авинир Сергеевич. Его закончили Виктор и Лев Мочаловы (братья мужа).
Отцы и сыновья волгарей выполняли техническое обслуживание судов. Их женщины там же работали проводницами, официантками, поварами, прачками, медиками, бухгалтерами…
Родственники мужа, жители города Дубна, до сих пор работают в системе Волжского района гидросооружений.
Мой муж, Валерий Михайлович Мочалов, после окончания Горьковского речного училища им. Кулибина работал капитан-механиком на водоразделе Тушинского РГС. После окончания Института инженеров водного транспорта в Ленинграде (факультет «судовые машины и механизмы» по квалификации инженер-механик) много лет проработал в Управлении канала им. Москвы (УКиМ) главным диспетчером. Все операции движения судов и работы шлюзов подчинялись главному диспетчеру. Он давал распоряжения пропуска судов в соответствии с графиком их движения. После окончания аспирантуры и присуждения степени кандидата технических наук Валерий Михайлович стал работать в «Московском институте инженеров водного транспорта» (МИИВТ) в должности доцента на кафедре по охране труда и промышленного строительства.
Все наши трое детей, окончив МИИВТ, были связанны с речным транспортом. Старший сын Сергей Валерьевич 12,5 лет работал на судах река-море. Дочь Елена Валерьевна проходила практику на Сибирских реках. Как-то она работала на реке Яна (Верхоянск) начальником пристани.
Сын Павел Валерьевич работал старшим диспетчером УКиМ(а), одновременно, учась в аспирантуре, возглавлял там научную группу.
Я около десяти лет (в конце 70-х – начале 80-х гг.) работала методистом на культбазе Бас-ком-флота (профсоюзная организация речников), обслуживая команды судов Московского пароходства.
С 1963 года наша семья проживала на берегу канала возле заградворот в микрорайоне Левобережный в деревянном двухэтажном доме, принадлежавшем УКиМ(у), а с 1966 года мы переехали в Новые Химки.
Наша дача стоит уже 58-й год на берегу канала на Глубокой выемке возле квартала Ивакино, где мы проводим 5-6 месяцев в году. Обязательно посещаем наш затон Паркоммуна, где и сейчас работает на судоремонтном заводе племянник мужа Михаил Викторович Мочалов, продолжая традиции предков. Дети и внуки с достоинством несут на генетическом уровне преданность и любовь к Волге и каналу им. Москвы, способствуя совершенствованию труда речников на новой научной основе. Жизнь продолжается!
Мочалова Н. В. / 07.01.2025 год.
Использованная литература:
- Личные семейные архивы.
- «Канал им. Москвы». М. 2007 г. (юбилейный альбом).
- «Волга. Люди и корабли». Арника. Нижний Новгород (альбом).
- «Путеводитель по Волге, Каме, Оке и Дону». Речной транспорт, М. 1967 год.
- Г.Г. Ильин «Химки и окрестности», М. 2000 г.
-0 Комментарий-