История улицы Юннатов в северной части города Химки
Данный очерк написан по просьбе и участии Ольги Васильевны Кирьяновой. Прежде, чем рассказать историю улицы Юннатов, на мой взгляд, необходимо вспомнить, что представляла собой местность, где в последующем была построена северная часть города Химки – «Северные Химки», которую в настоящее время всё чаще называют «Старый город». Городу же чуть больше 80 – лет!
Почему Северные Химки? Потому, что эта часть города находится севернее Октябрьской железной дороги. При прокладке Николаевской (Октябрьской) железной дороги были построены четвёртого разряда станция Химки и посёлок при ней.
В своём повествовании я больше уделю внимание той территории, на которой была построена улица Юннатов.
Современному жителю Химок трудно себе представить, что до середины 20-х годов XX века севернее путей Николаевской железной дороги не было предприятий, канала имени Москвы, благоустроенных жилых домов, асфальтированных дорог, общественного транспорта, водопровода, канализации, электроэнергии, газификации и многого другого, вообще не было рабочего посёлка, а тем более города.
А что же было?
Местность, где был построен город, является частью отрогов Клинско- Дмитровской гряды, следовательно это не равнина, а холмистая с подъёмами и низинами территория. Здесь были леса, мелколесье, перелески, болота, луга, овраги, ручьи. Лес вплотную подступал к полотну железной дороги и севернее его находился огромный лесной массив.
Почти параллельно полотну железной дороге на расстоянии 500-700 метров от неё, через лесной массив с запада на восток шёл овраг. Я его назову «пограничный овраг». Протяжённость данного оврага, наверно, 1,5-2,0 километра. Пограничный овраг по всей своей длине был разной глубины, ширины, его склоны имели разную крутизну. По оврагу бежал не очень широкий и не очень глубокий ручей с чистой водой, правый приток речки Химка. Овраг с ручьём начинались где-то на территории нынешнего НПО «Энергомаш». За несколько метров до впадения в речку Химка ручей тек по низине.
На высоком правом берегу речки Химка между пограничным оврагом и железной дорогой, вдоль неё рос дубовый лес, его владельцем был инженер Дубяга.
Севернее железной дороги, на расстоянии не далее двух километров от неё, огромный лесной массив пересекала речка Химка с запада на восток, резко поворачивая на юг. От поворота речки до моста Николаевской железной дороги расстояние меньше двух километров. В настоящее время речка Химка течёт, как и прежде, но нет лесного массива, нет и настоящего леса.
От пограничного оврага на север до левого берега речки Химка и даже частично на левом берегу речки находилось поместье с 1852 года статского советника Алексея Петровича Евреинова, а с 1890 года его вдовы. В поместье входило с древнейшей историей село Петровское — Лобаново (в разные времена оно называлось по-разному), усадьба владельца и церковь святых апостолов Петра и Павла. Село, усадьба, церковь находилось на высоком правом берегу речки Химка. Село и усадьба разделялись друг от друга «Евреиновским» глубоким оврагом глубоким, по дну которого бежал маловодный ручей, правый приток речки Химка.
До нас дошла фотография начала XX века, на которой видна часть села на высоком берегу и люди на бечевнике у купальни (смотри рисунок 1).
Известно, что в селе Петровское — Лобаново ещё с XV века существовала деревянная церковь апостолов Петра и Павла. За многие века церковь горела, ветшала, отстраивалась вновь. В 1829 году была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла взамен обветшавшей деревянной.
От церкви на восток к сельскому кладбищу шла просёлочная дорога, длиной не более 500 метров, которую называли Кладбищенской. С 1947 года в советское время стала называться Спортивная. Давно такой улицы нет.
Сохранилась фотография начала XX века (смотри рисунок 2). На ней можно увидеть колокольню, часть церкви Петра и Павла, вдоль Кладбищенской улицы заборы двух приусадебных участков священнослужителей. Всего домов, говорят, было четыре. Вокруг здания церкви и по периметру приусадебных участков служителей церкви росли липы. К настоящему времени сохранилась незначительное число лип во дворах домов 25а, 25, 27, 29 Ленинского проспекта. Жаль! К церкви Петра и Павла можно было бы водить экскурсии, показывать липы, рассказывать легенду, почему речку назвали Химка.
Небольшое кладбище села Петровское – Лобаново находилось на высоком правом берегу речки Химка. Здесь нашли свой последний приют мои дедушка Т.И. Шаронов (… — 1914 год) и бабушка С.А. Шаронова (… — 1927 год?).
С высокого правого берега речки Химка от кладбища открывался вид, которым хотелось любоваться и любоваться. С кладбищенского берега хорошо были видны плотина на речке Химка и запруда. В запруде напротив крестьянских изб был принадлежавший владельцу вотчины, живописный, романтичный остров, на котором росли вековые деревья и кусты. Были видны липы в усадьбе, церковь, липы на Кладбищенской улице.
Я помню просеки в лесу, что рос на левом берегу речки Химка, напротив села Петровское – Лобаново. У отца я спросила: «Почему в это м лесу так много просек?» Он рассказал, что в этом лесу во время первой Отечественной войны в 1812-1813 годы скрывалось от французских солдат много москвичей, у которых не было поместий. Об этом мой прадедушка Андрей Егорович Голубков рассказал своей дочери С.А. Голубковой (Шароновой), а она – сыну С.Т. Шаронову, моему отцу, он – мне.
От Петербургского шоссе через деревню Кобылья Лужа (Новая Лужа, Родионово) по Красному (Кирпичному) мосту через Николаевскую железную дорогу шла просёлочная Главная дорога (Большак), минуя болотца, по мелколесью в село Петровское — Лобаново. Деревни Родионово нет более сорока лет, её снесли перед Олимпиадой-80 в Москве. Красны й (Кирпичный) мост через пути Николаевской железной дороги был построен одновременно с её прокладкой. В 1947 году часть Главной дороги от Петербургского шоссе до северного конца Красного (кирпичного) моста назвали «Улицей Репина».
Далее мимо задов крестьянских усадеб села Петровское–Лобаново шла Главная Дорога (Большак) на деревянный мост через речку Химка. Дорога была просёлочная. Мост был такой ширины, чтобы могла проехать телега. Он находился в том месте, где в настоящее время кончается улица Академика Грушина, рядом со стадионом «Снежинка». Дорога шла по лесам, минуя болота к селу Старбеево, к деревне Терехово, стоявшей на Рогачёвском тракте (шоссе). По этой дороге ездили и ходили все: помещики, купцы, крестьяне, дачники и многие другие.
Из уст в уста жителями Химкинской земли передавалась жуткая история о том, как в начале XX века волк загрыз мальчика в глухом лесу, что рос у северного конца Красного (Кирпичного) моста через пути железной дороги. Эту историю рассказала моя бабушка С.А. Шаронова моему отцу С.Т. Шаронову, а он – мне.
Владелец села Петровское–Лобаново только для себя через свой лес проложил дорогу от усадьбы до железнодорожной станции Химки для поездок на почту и станцию. Дорога была шириной 2,5-3,0 метра, чтобы могла проехать коляска. Участок дороги, шедший от усадьбы до пограничного оврага, с севера на юг, с двух его сторон были посажены берёзы и вырыты кюветы. Так родилась берёзовая аллея. Сохранилась ксерокопия фото берёзовой аллеи начала XX века (смотри рисунок 3). Через пограничный овраг был перекинут мост, а дальше за мостом дорога шла прямо к железнодорожной станции Химки. По этой дороге никто не мог ходить или ездить без разрешения владельца села.
С давних времён местность верховья речки Химка, у села Петровское — Лобаново славилась своей сказочной красотой и называли её Химками. В первой половине XIX века она стала славиться как дачная. С 1830 по 1840 годы каждое лето крепостной артист, актёр Императорского Малого театра М. С. Щепкин снимал дачу в селе Петровское — Лобаново. Следом за ним облюбовали это место москвичи-дачники, в основном певцы и артисты Московских Императорских Большого и Малого театров. Они снимали у крестьян избу или её часть на какой-то срок. Никаких дач в сегодняшнем понимании, да и в понимании в прошлом, в селе не было. С годами число дачников росло.
По законам, существовавшим на Руси, кроме получения разрешения на постройку церкви, просителю необходимо было выделить землю под постройку церкви со всеми необходимыми службами, под дом притча со всеми пристройками, а также земельный надел под поле, которое должны были обрабатывать сами священнослужители для своего пропитания.
Притчу церкви Петра и Павла принадлежала узкая полоса земли, в плане в виде буквы “Г”, от южной границы сельского кладбища Петровское Лобаново до пограничного оврага и далее вдоль его левого берега до берёзовой аллеи. В начале XX века священно служители церкви часть своей земли от южной границы кладбища до пограничного оврага разделили на участки и стали их сдавать в аренду для строительства дач или частных домов. Основными арендаторами была “техническая интеллигенция”. К 1903 году был построен дачный посёлок Петровский.
Купцы братья Пешковы были владельцами части земли села Старбеево с 1899 года. Один из братьев Пешковых в начале XX века раздел свою землю на участки под строительство дач. К 1902 году часть дач посёлка Никольский была построена. Чтобы жителям посёлка было удобно и быстро добираться до него, была необходима дорога от станции Химки Николаевской железной дороги до дачного посёлка Никольский. Пешков проложил шоссе от своего посёлка до пограничного оврага. За пограничным оврагом землёй владел инженер Дубяго, не разрешивший провести шоссе по своей земле. Построенное шоссе было названо Старбеевское.
В посёлке Петровский были улицы и переулки, я помню только Южную улицу и Южный переулок, которого давно уж нет. Земельные участки владельцев домов по площади были разной величины. Запомнила один большой участок, огороженный не высоким забором. Однажды, проходя мимо участка, я залюбовалась им и не заметила, как к забору подошла высокая собака, её голова с длинными ушами возвышалась над штакетником. Собака была рыже-белого окраса. Она, молча, разглядывала меня. Я заметила бесшумно бежавшую ко мне вторую собаку. Обе собаки были очень похожи на собаку с картины Карла Брюлова “Всадница”. Женский голос позвал собак и они бесшумно скрылись.
Помню фамилии некоторых жителей посёлка: Анисимовы, Григорьевы, Ерохины, Мурлыкины, Рысины, Файнштейны.
С 1932 по 1937 годы строился канал “Волга — Москва” — это первое название канала. Однако удобнее было говорить “Москва — Волга”, то закрепилось это название. В связи с 800-летием города Москвы в 1947 году, канал официально был переименован в “Канал имени Москвы”. Часть трассы канала проходит по Химкинской земле. В результате строительства канала плотина села Петровское — Лобаново на речке Химка была заменена деревянным низко стоящим над водой мостом. Мост несколько раз перестраивался. В 80-е годы XX века берегам речки Химка уменьшили крутизну в местах подходов к мосту (смотри рисунок 4). В те дни, когда вода в речке чистая, то с современного моста, чуть выше его по течению, можно увидеть сваи первого моста.
Бывшая запруда стала заливом благодаря волжской воде, поступающей из канала. В речке Химка много ключей, а по берегам много родничков, поэтому вода была холодной и чистой, пока в речку не стали спускать отходы производства предприятия. Купались в любом месте речки Химка, но любимыми местами для купания был берег под кладбищенской горой и на повороте речки.
При заполнении канала Москва-Волга волжской водой в низине, где в речку Химка впадает её правый приток, протекающий в пограничном овраге, образовался залив за счёт волжской воды, поступающей из канала.
В середине 30-х годов XX века начальник Химкинского участка №11 строительства канала Москва – Волга Александр Владимирович Будасси построил себе дом в посёлке Петровский.
Во время войны 1941-1945 годов на одной части территории сельского кладбища Петровское – Лобаново вырыли песчаный карьер. Дно карьера было чуть выше уровня воды в речке Химка. Её берег переходил в дно карьера, таким образом, северная сторона карьера была открытой. Западная стена карьера повторяла профиль склона правого берега речки Химка и была чуть ниже склона, по которому проходило Старбеевское шоссе. Выезд из карьера на Старбеевское шоссе был у кромки берега речки Химки. Две другие стороны карьера были почти вертикальные и очень высокие. Чтобы представить высоту стен карьера, нужно вспомнить, какая крутая пешеходная дорожка ведёт от главного корпуса Городской больницы № 1 к главному входу Родильного отделения, причём оно стоит выше дна карьера. Восточная стена карьера «удерживала» оставшуюся часть кладбища. В 1947 году я и моя подруга пришли по просёлочной дороге, идущей от Южной (Кудрявцева) улицы, восточнее посёлка Петровский, на оставшуюся часть кладбища. Там цвело много крупных ромашек. Мы не стали рвать цветы, что-то остановило нас, и договорились пойти в лес, росший на левом берегу речки Химка. Спуститься к Старбеевскому шоссе было негде, возвращаться на Южную улицу не хотели, поэтому решили прыгнуть вниз с восточной стороны карьера. Первой прыгнула я, но у меня не хватило сил допрыгнуть до дна карьера 3-4 метра. Я приземлилась на песок нижней части восточной стены, услышала за спиной шум, не оглядываясь, что есть силы, побежала на дно. Только потом оглянулась, почти с самого верха карьера сыпался лавиной песок. Я крикнула подруге, чтобы она не прыгала, а возвращалась на Южную улицу. Встретившись, мы пошли по домам.
Я перестала купаться под кладбищенской горой и на повороте речки после того, как увидела закреплённый одним концом на восточной стене карьера висящий гроб, ниже поверхности оставшейся части кладбища примерно на два метра. Во второй раз я видела на середине высоты восточной стены карьера сползший гроб. Оба гроба были красно-коричневого цвета.
Летом 1947 году я и подруга решили от Петровского посёлка пройти по Старбеевскому шоссе к железнодорожной станции Химки. На нашем пути был пограничный овраг. Через овраг, кто и когда не знаю, положил металлическую трубу большого диаметра. Овраг в этом месте был глубокий, труба лежала высоко над ручьём, и мы ползли по трубе, обхватив её ногами. От пограничного оврага до железнодорожной станции Химки шла тропа.
В конце 1947 года участок Старбеевского шоссе от домов Пешковых, стоявших на высоком берегу речки Химка, до пограничного оврага, получил название Ленинский проспект.
В 1946 или в 1947 году в Химках начала работать Московская областная станция юных натуралистов. В первый год работы станции юннатов для неё было снято помещение: небольшие комната и терраса в частном доме, стоявшим на восточном конце Южного переулка Петровского посёлка. Для станции юннатов была выделена большая территория пустыря, расположенного восточнее Петровского посёлка. Пустырь шёл от Южной улицы до оставшейся части кладбища села Петровское — Лобаново. Между Петровским посёлком и пустырём проходила просёлочная дорога. Её уровень был ниже уровней Петровского посёлка и пустыря на 1,0-1,5 метра. Три остальные стороны пустыря — это высокие травянистые склоны, которые оканчивались у глади воды речки Химка, у воды большого залива, у самого берега безымянного правого притока речки Химки . Конфигурация и размер залива за прошедшие годы мало изменились. Со стороны казалось, что пустырь находится на горе. В то время на пустыре была только станция юных натуралистов. Отсюда название «юннатская гора». От Южной улицы к южному концу пустыря шла короткая грунтовая дорога.
За один первый сезон весна — лето — осень — земля станции юннатов преобразилась, ничто не напоминало о пустыре.
За зиму на выделенной территории для станции был построен дом для занятий, сарай для лошади и для хранения телеги, инвентаря.
Коллектив педагогов-агрономов и сотрудников самоотверженно трудился, чтобы привить детям любовь к родной земле, чтобы у юннатов были разносторонние интересы, чтобы мы выросли с широким кругозором. Сохранилось фото 1950 или 1951 года, на котором хорошо видны бревенчатый дом, часть цветника и девочки, собирающие семена цветов. На заднем плане просматриваются одноэтажные дома улицы Юннатов (смотри рисунок 5).
Через станцию юннатов за годы её существования прошло не одно поколение школьников (смотри рисунки (5, 6, 7, 8). С благодарностью и признательностью вспоминаю наших наставников.
В послевоенные годы, начиная с 1945 года, в городе Химки одной из самых острых проблем стала нехватка жилья. Для ликвидации этой проблемы на пустырях, свободных землях в черте города строятся жилые дома.
Вдоль восточной стороны Петровского посёлка, между этой стороной и просёлочной дорогой построили один ряд небольших по площади одноэтажных домов, каждый из которых был окружён небольшим палисадником. По другую сторону просёлочной дороги была Московская областная станция юных натуралистов. Так была создана улица Юннатов. Вокруг территории станции установили металлическую ограду.
В же годы на пустующей земле по обе стороны Старбеевскго шоссе были построены по одному ряду одноэтажных частных домов. У каждого дома был приусадебный участок. Один ряд начинался от самого края песчаного карьера, другой ряд начинался почти от самого правого берега речки Химки. Где ряды этих домов кончались, не знаю.
В 1949-1950 годах на юннатской горе рядом, севернее станции юннатов был организован питомник дикорастущих деревьев и кустарников. Восточная граница оставшейся части кладбища села Петровское — Лобаново совпадала с частью западной границы питомника в северной его части.
В тоже время стало ясно, что решить нехватку жилья невозможно с помощью одноэтажной постройки домов на пустырях и на свободных местах города. Поэтому в первой половине 50-х годов XX века стали сносить дома бывшего дачного посёлка Петровский, улицы Юннатов, заодно дома, построенные по обе стороны Старбеевского шоссе.
В 1962-1963 годах бы снесён частный дом, стоявший на склоне правого берега речки Химка, севернее домов 25, 27 Ленинского проспекта. На заднем плане фотографии виден указанный дом (смотри рисунок 9). В настоящее время на бывшем приусадебном участке растут деревья.
На освободившейся земле были построены жилые пяти этажные много подъездные кирпичные дома (в последствии их назвали «хрущёвками»), детский сад, городскую больницу № 1 (смотри рисунки 10, 11).
В жилых домах были водопровод, канализация, электричество, природный газ, центральное отопление.
Строительство велось с таким расчетом, чтобы максимально сохранить дикорастущие и плодовые деревья, а также кустарники. Бережное отношение к природе позволило ЖКО (жилищно-коммунальный отдел) создать уютные дворы (смотри рисунок 12).
Дома жилого массива, обращённые на запад, от песчаного карьера до Парка культуры и отдыха имени Л.Н. Толстого стали частью чётной стороны Ленинского проспекта. В 1955 году был установлен памятник В.П. Чкалову, который смотрит на «свою» улицу и на предприятие, где работал шеф пилотом. На Южной улице вместо частных домов построили пяти этажные дома, сохранив название улицы.
В 60-е годы XX века у южной границы песчаного карьера, вырытого на месте части кладбища села Петровское — Лобаново, построили Родильное отделение Городской больницы № 1. Предварительно спланировали территорию под стройку. Родильное отделение часто закрывали на дезинфекцию, так как сказывалось влияние бывшего кладбища (смотри рисунок 13).
С вводом в эксплуатацию «хрущёвок» стало ясно, что необходимо строить жилые дома улучшенной планировки. В 60-е годы XX века между пяти этажными домами Юбилейного проспекта выросли девяти этажные одно подъездные кирпичные башни. На улице Юннатов вместо одно этажных домов возвели ряд таких же девяти этажных одно подъездных кирпичных башен (смотри рисунок 14).
Между девяти этажными башнями на улице Юннатов растёт группа дубов, среди них стоит один дуб, которому, вероятно, больше двух сотен лет. Любуясь этим деревом, вспоминаешь дуб из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого (смотри рисунок 15).
В этом жилом районе работали Отделение Сберкассы, приёмный пункт прачечной, хозяйственный и продуктовый магазины, фотоателье. Были здесь детская библиотека и библиотека для взрослых, детский технический центр «Интеграл».
К середине 50-х годов XX века Северные Химки изменились до неузнаваемости. Я невольно вспомнила. Был конец августа. Всей семьёй мы ужинали. Вечер был тёплый, тихий. Родители размечтались. «Сейчас бы пойти в лес по грибы, как в прошлые, 30-е годы. » На что я заметила: «Пока дойдёшь до леса, станет темно.» — имея ввиду ближайший лес, Лобановский лес на левом берегу речки Химка. Другого леса рядом не было. Родители засмеялись: «Так далеко не нужно было идти. По улице Победа пересечь Советскую улицу, берёзовую аллею, и уже пришли в лес. Завод № 456 построен там, где рос лес.» Посёлки Грабаровский, Центральный и наши улицы: Пушкинская, Шевченко, Пушкина, Февральская, Советская, Победы — находятся там, где были леса и болотистые места. Я верила и не верила, потому что никаких признаков леса не было.
Те, кто родились или поселились в городе Химки в 50-е годы XX века, им трудно поверить, что вместо современного города был лес, они требуют вещественных доказательств.
Машиностроительное конструкторское бюро (МКБ) «Факел». построило от речки Химка до пограничного оврага в посёлке жилые дома и детский сад, проложило все необходимые коммуникации. Здесь же завод № 456 воздвиг несколько зданий.
В 1965 году, в год двадцатилетия Победы СССР над нацистской Германией в войне 1941-1945 годов, улицу Южную переименовали в улицу Кудрявцева. Николай Иванович Кудрявцев (1923-24.07.1943) участник Великой Отечественной войны, Кавалер боевого ордена «Красная звезда». В 1941 году по призыву Химкинского городского комитета комсомола стал бойцом истребительного батальона. После окончания артиллерийского училища Гвардии лейтенант Кудрявцев, командир батареи противотанковых орудий в составе Гвардейского дивизиона противотанковых орудий участвовал в боях на Орловской Курской дуге. В ходе боя под Прохоровкой Николай Иванович добровольно взял на себя командование боем после гибели командира дивизиона. В бою Кудрявцев был тяжело ранен, но продолжал руководить боем, пока были силы. Умер на поле победного боя.
Фамилия Н.И. Кудрявцева занесена в списки погибших на Великой Отечественной войне в «Книге памяти» Московская область том 26; а также на памятнике «Химчанам, отдавшим жизнь за Родину в 1941-1945 годах и памяти без вести пропавших героев…», установленном на площади Победы, г.о. Химки, Московской области.
Фамилию Н.И. Кудрявцева можно прочитать на памятной доске, «Я в мужество шагнул…». Учителям и ученикам школы, погибшим на Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». Доска укреплена на здании Средней школы №3 (ныне №5), адрес школы: г.о. Химки, проспект Мира. Кудрявцев окончил школу в 1941 году.
В книге «Химки и окрестности. Очерки из истории…» на страницах 97-98 опубликован очерк о Н.И. Кудрявцеве.
Перед Олимпиадой-80 в Москве при строительстве в Химках спортивного стадиона «Маяк» прокладывается асфальтированная дорога от Ленинского проспекта к стадиону. предварительно правый безымянный приток речки Химка , протекающий по дну пограничного оврага взяли в трубу, овраг засыпали землёю.
После распада СССР и образования Российской Федерации жилые дома, детский сад, сеть коммуникаций и прочее МКБ «Факел» передал в соответствующие Комитеты Администрации городского округа Химки. Точно также поступило НПО «Энергомаш».
В начале 90-х годов XX века Администрация города Химки приняла решение о закрытии Московской областной станции юных натуралистов. В городе прошло несколько митингов против принятого решения, люди требовали сохранить это детское учреждение.
Однако на территории бывшей станции юннатов строятся жилые дома «окно в окно» причём, чем ближе к Парку культуры и отдыха имени Л. Н. Толстого, тем выше эти дома (смотри рисунок 16).
На вновь возведённой стороне улицы Юннатов построены детские ясли (В новое время не строят детские ясли. Здесь — исключение!) и детский сад, детский социальный культурный центр «Вестники».
На новой стороне улицы Юннатов маловысотные дома стоят в два ряда. Между рядами домов проложена неширокая дорога с современным покрытием. У домов видим узенькие газоны с ухоженными цветами, с деревцами, но всё тесно, чем то напоминает военный городок. На площадке около домов-гигантов №10 и №11 чувствуешь себя муравьём, хотя здесь могут разъехаться автомобили (смотри рисунок 17). Хочется на волю.
Пройдя поперёк два ряда домов, выходишь на верхний край откоса и открывается вид на дали за каналом имени Москвы и на канал, на «косу» между заливом и каналом, на залив и парк «Два берега». Здесь, наверху воздух напоён запахами земли, травы, воды. У самой кромки воды залива и на крутом травянистом откосе на почтительном расстоянии подрастают деревья (смотри рисунок 18).
Вниз наклонно по склону в сторону Парка культуры и отдыха имени Л.Н. Толстого идёт широкая дорога с современным покрытием, вливаясь в дорогу, проходящую по засыпанному пограничному оврагу, ведущая к многофункциональному ЖК “Маяк”.
В начале XXI века, как то незаметно, на чётной стороне улицы Кудрявцева выросли «10+» этажные башни – карандаши.
У дома № 2 на улице Кудрявцева существует впадина, в которой растут деревья, в том числе вековые дубы. Эта впадина – фрагмент левого склона пограничного оврага.
На доме №2 улицы Кудрявцева укреплена памятная доска: «В этом доме жил Лабутин Константин Алексеевич, 12.11.1921-08.06.2001 – участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Герой Советского Союза, генерал-майор, лётчик, химчанин. Во время войны совершил 232 боевых вылета.».
На Аллее Героев, г.о. Химки, Московская область установлен бюст Константина Алексеевича Лабутина.
На перекрёстке чётной стороны Ленинского проспекта и нечётной стороны улицы Кудрявцева росла ель, которую украшал ЖКО к новогодним праздникам. Ель спилили в конце 90-х годов XX века. Кому она помешала? Не стало стоящей рядом с елью стелы с портретом человека, чьим именем назван проспект, с портретом Владимира Ильича Ленина.
Необходимо, на мой взгляд, воссоздать уничтоженную стелу, чтобы помнить и уважать историю своей страны, уважать народ, строивший город Химки.
На рубеже 10-х годов XXI века Администрацией городского округа Химки было принято решение о постройке посёлка коттеджей на бывшей территории питомника дикорастущих деревьев, кустарников, а также на оставшейся части бывшего кладбища села Петровское – Лобаново. Кто стал «хозяином» данной территории и коттеджей мне не известно. Члены Химкинского городского краеведческого общества на заседании Администрации городского округа Химки выступили против строительства посёлка коттеджей на территории оставшейся части кладбища. Краеведов «не услышали», уверяя, что на данной земле не было кладбища. Однако, когда планировали участок под коттеджи, надгробные плиты кладбища сбросили в залив. Упорные молодые краеведы достали одну из надгробных плит из воды (смотри рисунки 19, 20). Она с тех пор находится на территории церкви Петра и Павла. Краеведы утверждают, что под водой в заливе находится много подобных плит.
Как бы, то ни было, улицу Юннатов продлили, построив в конце улицы на бывшей территории питомника дикорастущих деревьев и кустарников посёлок коттеджей, огородив его металлическим забором На каждом конце посёлка существуют выходы. У каждого выхода установлены ворота, калитка, домик охранника. В посёлке коттеджей сохранился ряд гаражей, построенных в советское время, как продолжение ряда девяти этажных кирпичных одно подъездных башен (смотри рисунок 21).
На новом участке улицы Юннатов построены коттеджи, вокруг каждого есть небольшая зелёная зона. Все коттеджи имеют адрес: улица Юннатов, коттедж 29, строение № 1, или № 2, или № 3,…, или № 29 (смотри рисунки 21, 22, 23, 24).
На северном конце улицы Юннатов стоит много трафаретов: «Водоохранная зона». Что это значит? Где эта зона? Какую воду охраняют? От чего или от кого?
Когда идёшь по улице Юннатов, невольно, сравниваешь обе стороны. В данном жилом массиве что-то навечно утеряно, что-то появилось вновь. Что-то есть общее между старой и новой застройками, например, весьма странная нумерация зданий. Прогуляйтесь по этому микро-микрорайону, ощутите атмосферу ушедшего времени жизни и нового времени. Сделайте свои выводы.
Данный очерк написан по просьбе и участии Ольги Васильевны Кирьяновой.
Сентябрь 2020 года.
Литература
1. Главный редактор О.А. Бударина. «Химки и окрестности. Очерки из истории.» К 60-летию города Химки и Химкинского района. Химки. 2000.
2. Российская Федерация. Московская область. «Книга Памяти». Издание осуществляется при содействии Б.В. Громова – Губернатора Московской области.
Российская Федерация. Московская область. «Книга Памяти погибших, умерших и пропавших без вести воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Том 26, Химкинский район, Чеховский район. Москва. «Мысль». 2002.
3. Газета «Сталинский путь», 1947 год, №21, №22, №24. Из решения Исполкома Химкинского горсовета «О наименовании безымянных улиц и об изменении названий некоторых улиц г. Химки» от 16.01 1947 г.
-1 Комментарий-
Спасибо! Очень интересно было узнать о истории этого места! Если б не вы, и не знала бы , что там кладбище было.