Когда и почему появилась деревня Свистуха?
Благодаря тому, что в феврале 2024 года Центральный государственный архив Москвы выложил в открытый доступ большой объём исповедальных ведомостей Успенской церкви в селе Успенском середины XVIII века, когда оно было ещё Козодавлевым, а не Трахонеевым, удалось разобраться с появлением деревни Свистуха.
Немного об исповедальных ведомостях. Исповедальные или исповедные ведомости (в просторечии «исповедки») составлялись каждой церковью ежегодно. В ведомостях фиксировались все прихожане, бывшие или отсутствовавшие на исповеди, с разделением по населённым пунктам, семьям (домам) и даже с указанием возраста. Однако ведомости велись небрежно, особенно в части указания возраста. Не редкость, когда 60-ти летний человек через пару лет оказывался 80-ти летним. С возрастом детей дело обстояло корректнее, что вполне объяснимо – семилетнего ребёнка сложно записать пятнадцатилетним. Несмотря на все эти недостатки исповедальные ведомости являются одним из основных источников для поисков своих предков и, при умелом их использовании, – для изучения истории родного края.
Существуют определённые трудности при чтении исповедальных ведомостей. Возникают они из-за почерков составлявших ведомости священнослужителей и использования ими скорописи. Несмотря на введение Петром I в начале XVIII века стандартизованного гражданского письма (во многом сохранившегося по сей день), в середине XVIII века ещё использовались элементы скорописи – слитного написания букв в слове, при этом часто с пропуском гласных. Так как не существовало строгих правил, каждый писарь писал так, как ему удобно, а не так, чтобы смог прочесть кто-то другой. Поэтому нередко приходится разгадывать ребусы:
В настоящий момент доступны для изучения исповедальные ведомости Успенской церкви в Трахонеево за многие годы, но ограничимся рассмотрением самых ранних из имеющихся – за период с 1738 по 1766 год: 1738, 1741, 1742, 1746, 1748, 1749, 1751, 1754, 1757, 1758, 1760, 1761 и 1766 годов.
Год |
Кол-во |
Количество крестьянских домов |
Приме-чания | ||||||
М | Ж | Успен-ское | Свис-туха | Ива-кино | Воскре-сёнки | Мельки-сарово | Всего включ. помещ. и свящ. дома | ||
1738 | 151 | 140 | 11 | нет | 10 | 12 | 1 | 37 | |
1741 | 155 | 143 | 11 | нет | 10 | 12 | 1 | 37 | |
1742 | 153 | 151 | 11 | нет | 10 | 12 | 1 | 37 | |
1746 | 163 | 157 | не учтено | ? | не учтено | не учтено | не учтено | не учтено | нет разде-ления по домам |
1748 | 170 | 156 | 11 | нет | 11 | 11 | 1 | 37 | |
1749 | 166 | 152 | 11 | нет | 11 | 11 | 1 | 37 | |
1751 | 171 | 175 | 8 | 10 | ? | ? | ? | 61 | нет разде-ления по населенным пунктам |
1754 | 185 | 182 | 7 | ? | ? | ? | 2 | 62 | нет листов с домами с 13 до 39 |
1757 | 154 | 170 | 7 | 9 | 14 | 20 | 2 | 57 | отсутствует 1 лист с Воскре-сёнками |
1758 | 164 | 176 | 5 | 9 | 12 | 18 | 2 | 50 | |
1760 | 152 | 158 | 8 | 9 | 13 | 21 | 2 | 57 | |
1761 | 149 | 154 | 8 | 9 | 13 | 20 | 2 | 56 | |
1766 | 168 | 156 | 9 | 11 | 14 | 23 | 1 | 62 |
В ведомостях в обязательном порядке перечислялись все населённые пункты, включенные в приход. Благодаря этому можно узнать состав прихода Успенской церкви. В него были включены: собственно село Успенское, деревня Ивакино, сельцо Воскресёнки и, по неизвестной причине, один, а иногда и два дома из деревни Мелькисарово, при том, что остальные дома Мелькисарова относились к другому приходу. Ситуация с перечнем населённых пунктов прихода оставалась стабильной до 1749 года, когда в Успенском, Ивакино и Воскресёнках было зафиксировано по 11 крестьянских домов и 1 дом в Мелькисарово. Общее количество прихожан составляло 318 крестьян (166 мужчин и 152 женщины), без учёта помещиков, священнослужителей и дворовых людей.
В 1751 году ситуация в приходе резко поменялась – возник новый населённый пункт – деревня Свистуха.
В новой деревне сразу появилось 10 домов, в Успенском же осталось только 8. К сожалению, данные по Ивакино, Воскресёнкам и Мелькисарово за этот год отсутствуют из-за небрежного заполнения исповедальной ведомости – крестьяне оказались не разделены по населённым пунктам.
Исповедальная ведомость ближайшего, 1754 года, также не даёт точного распределения домов по деревням – в ней отсутствуют несколько листов. Только ведомость 1757 года вносит окончательную ясность – в Успенском осталось 7 домов, в Свистухе – 9, в Ивакино – 14, а в Воскресёнках – 20 домов. Несмотря на увеличение количества крестьянских домов в приходе почти вдвое, численность приходских крестьян по сравнению с 1749 годом выросла незначительно, всего на 6 человек – стало 154 мужчины и 170 женщин, итого 324 человека. Из этого можно сделать вывод, что за указанные пять лет увеличение крестьянских дворов шло экстенсивным образом – практически полностью из-за дробления крестьянских хозяйств на более мелкие.
В принципе первая часть задачи уже решена – мельком пролистав «исповедки» удалось определить, что Свистуха появилась в промежутке между 1749 и 1751 годами. Из статистических данных становится понятно, что население новой деревни образовалось из бывших жителей Успенского, так как количество домов в этот период в нём заметно сократилось. Но благодаря исповедальным ведомостям можно проследить посемейно, кто же конкретно заселил Свистуху.
Посемейный и поимённый анализ исповедальных ведомостей за 1749 и 1751 год подтвердили сухие цифры – жителями Свистухи в подавляющем большинстве стали бывшие жители Успенского. В новую деревню в полном составе переехали следующие семьи: Осипа (Иосифа) Ермолаева, Якова Захарова, Ильи Савельева (Васильева), Василия Иванова, братьев Евпатия(?) и Павла Васильевых, братьев Семена и Макара Петровых и отделившегося от отца (который остался в Успенском) Степана Яковлева. Также в Свистуху переселилась семья Тимофея Савельева из Ивакино и Клима Евсеева, происхождение которой установить не удалось.
Почему произошло переселение в Свистуху? С большой вероятностью это связано с тем, что Рогачёвский тракт, большая торговая дорога от волжской пристани до Москвы, проходил в полуверсте от Успенского. Казалось бы, расстояние небольшое, но организация успенскими крестьянами придорожного бизнеса (постоялых дворов, кузниц и прочего обслуживания путешествующих людей, животных и техники) упиралась в грунтовую дорогу на соседний холм и требовала присутствия рабочих рук непосредственно у дороги. Конечно же крестьяне не самовольно переселились на новое место, а по приказу помещиков, бригадира князя Михаила Михайловича Борятинского и его шурина лейтенанта флота Николая Ивановича Траханиотова. Помещики приняли правильное решение – последующее развитие событий показало, что Свистуха стала расти по обеим сторонам Рогачёвки более успешно, чем Успенское на отшибе. К 1852 году в Свистухе было уже 13 дворов, в Успенском осталось только 6. Вокруг Свистухи начал создаваться бизнес: южнее Свистухи была построена миткальная фабрика купца А. Моисеева, севернее, у самого моста через реку Клязьма – кузница.
Спустя почти 100 лет, в 1834 году, графиня Н.П. Зубова повторила решение помещиков Успенского и тоже переселила часть своих крестьян на Рогачёвский тракт – половину домов деревни Яковлево в новую деревню под названием Выползово (сейчас — Клязьма). И также не проиграла от этого решения – бывшие яковлевские крестьяне быстро освоили придорожные бизнесы.
-1 Комментарий-
Крестьянские дети — это восторг. живописца на них нет. К сожалению.