Неизвестное фото храма Косьмы и Дамиана в с. Космодемьянском
Публикуем ранее неизвестное любителям химкинской истории фото храма Косьмы и Дамиана в с. Космодемьянском (ныне ул. Правобережная, д. 6 Северного административного округа г. Москвы). На фотографии – вид на храм с запада, со стороны колокольни:
Впервые (!) мы видим благовестник (большой колокол), ворота и калитку ограды, надгробные памятники кладбища, расположенного в церковной ограде, до его разорения – на фото отчетливо различимы пять крестов на могилах справа от входа в храм. Также, фотография существенно расширяет наши представления об архитектурном декоре колокольни, существовавшем до перестройки храма в советское время, об облике ограды. Обращаем внимание, что ранее была известна только одна историческая фотография данной церкви, на которой она в отдалении, да и качество известной нам фотокопии дореволюционного отпечатка не позволяло рассмотреть деталей:
По всей очевидности, публикуемый сегодня снимок сделан в период с середины 1920-х до второй половины 1930-х годов, точнее определить его датировку пока невозможно.
Данная фотокарточка была обнаружена мной в одном из семейных фотоальбомов члена Химкинского краеведческого общества Шароновой Н.С. (1937 – 2023) в день её похорон 17 января 2023 года. Фотография размером 84х91 мм была наклеена на картон, но после её снятия и расчистки на обороте обнаружилась позднейшая надпись шариковой ручкой: «Церковь Петра и Павла. Снимок до октябрьской революции сделанный фотографирован французами» (орфография сохранена). Данный комментарий, по-видимому, сделан матерью Натальи Сергеевны – краеведом-любителем конца 1960-х – середины 1970-х годов Шароновой Серафимой Павловной (1913 – 1977). В надписи содержатся сразу две исторические ошибки, делающие ее в корне не верной и вообще бесполезной для понимания данного фотоисточника. Во-первых, человек, подписывавший фото, не узнал храма Косьмы и Дамиана, подумав, что на фото – Петропавловский в Петровском-Лобанове (такое не узнавание может быть связано одновременно как с плохим зрением / плохой памятью (Серафима Павловна, выросшая в Петровском-Лобанове, постоянно видела местную церковь в период до ее перестройки), так и с тем, что фото, скорее всего, не семейное, а переданное ей кем-то из старожилов уже в 1960-е – 1970-е гг. Второе. Часть надписи, сообщающая о факте существования дореволюционной фотографии Петропавловского храма, якобы сделанной французами, говорит о том, что фотооткрытка с надписью «Химки. Петровско-Лобаново Les environs de Moscou», ходившая в многочисленных фотокопиях по рукам химчан-краеведов в советское время, и также имеющаяся (как раз в виде копии) в архиве С.П. Шароновой, понималась ею, а возможно, и её окружением, как фото, сделанное и выпущенное иностранцами.
В действительности, очевидно, что фотограф был русским, как и издательство, а надпись: «Окрестности Москвы», делалась на французском, как дань Всемирному почтовому союзу, под эгидой и по правилам которого выпускались до революции иллюстрированные бланки открытых писем. Карточка была выпущена издательством А.А. Горожанкина в 1914 г.
Хочется верить, что со временем нам станут известны и другие фотографии Козмодемьянского храма до его перестройки.
Председатель Химкинского краеведческого общества С.А. Озеринин
-5 комментариев-
Заголовок материала, его текст и описание фотографии не корректны.
Это фотография не Козьмодемьянского храма, а колокольни при Козьмодемьянском храме (да и то, лишь его нижних ярусов). И это не вход в храм, а арочные проёмы нижнего яруса (основания) колокольни.
А самая малость купола самого храма, там вот справа на фото за колокольней слегка видна.
Кстати, спасибо, что поправили остальные сильнейшие неточности и ошибки из этой заметке.
Автор, сообщите, на каком основании, Вы сделали вывод, что эта фотография сделана, «в период с середины 1920-х до второй половины 1930-х годов». Интересуюсь, потому что, по моим сведениям, колокола были сняты во время «изъятия церковных ценностей». А это, несколько другой временной период.
Михаил! Спасибо за комментарии, однако с последней фразой первого комментария я позволю себе согласиться не полностью.
По сравнению с прошлой версией статьи изменения коснулись:
1) уточнение про колокол — в предыдущей версии было написано «большой колокол», в текущей «благовестник (большой колокол)»
2) про колокольню и храм — было «архитектурном декоре храма», стало «архитектурном декоре колокольни»
3) уточнено — было «Лобаново», стало «Петровское-Лобаново» (в двух местах)
Изменения 1 и 3 можно объяснить оплошностью (в случае с Петровским-Лобаново) или неглубоким знанием предметной области (в случае с колоколом), но по сути они являются уточнениями, кардинально не меняющими смысл написанного.
С пунктом 2 ты прав, здания храма и колокольни иногда следует рассматривать как отдельные строения, которые могут быть созданы в разное время и в разных архитектурных стилях (например храм и колокольня в Трахонеево).
А вот, кстати, действительно, когда сделан этот снимок? Ясно, что не в период «…до второй половины 1930-х годов», как пишет автор. То есть не в 1930е годы. К 1931 году в Московском регионе вообще не осталось колоколов — факт. То есть, ранее сфотографировано. А вот когда? В делах из 65 фонда ЦГАМО — опись имущества, например от 1921года — там нет колоколов. Или же опись от 1922 года — там тоже про колокола нет ничего. И в описи изъятых предметов от того же года , тоже нет колоколов. Не знаю. Вообще то массово снимали колокола в 1928-1930 годах в Подмосковье, если к тому времени местные власти уже не сняли. А может, это вообще, снимок до советского временного периода? Почему бы нет? Как определить? По одежде? Когда была мода на такую женскую причёску, на такой стиль в одежде?
По поводу датировки фотографии. Мною была взята очень широкая датировка — «с середины 1920-х до второй половины 1930-х годов», специально чтобы не вызывала споров до возможного уточнения. Поэтому меня крайне удивляет гипотеза о смещении датировки в сторону 1910-х — начала 1920-х гг. У данной фотографии два датировочных признака. Первый — это характер самого материального предмета — фотографии (по опыту могу сказать, что это, вероятнее всего, советская фотобумага, выпускавшаяся в нашей стране только с 1929 г. (!), ее плотность, цветность оттенка сепии с учетом старения подтверждают эту версию). Вторая группа датировочных признаков относится к фотографии как к беспрецедентно достоверному (по своей сути) изобразительному источнику. Мы видим костюм сидящих на скамейке людей — не вдаваясь в подробности, это очевидно не мода 1911-1922 гг.! Посмотрите внимательно на фасон платья, рисунок ткани, размер и очертания сумочки и причёску женщины в центре. Если остаются сомнения — рядом мальчик в темных шортах, а головной убор мужчины, его довольно узкие брюки, рубашка — смотришь на эту группу и понимаешь — снято в 1930-е ! Но самым важным, на мой взгляд, является то, что на этом фото присутствуют деревья, растущие в церковной ограде на том месте где их не видно на фото 1910-х гг. ! Им лет 20. Значит — 1930-е. То что колокола не упоминаются в описях церковного имущества от 1921 и 1922 гг. — совершенно не означает, что их не было. Ведь верно замечаете — снимали массово в 1928 — 1930 гг., а не во время «изъятия церковных ценностей» (1922), когда изымались драгоценные металлы и камни.