Несравненный канал
15 июля 1937 года вышел в свет номер газеты «Техника» (орган Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР). Номер был посвящен двум знаменательным событиям: беспосадочному перелету Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) и вводу в эксплуатацию канала Москва-Волга.
Освещению последнего события отводилась значительная часть газеты, статьи о канале объединены заголовком «Канал Москва-Волга вступил в эксплоатацию» (сохранена орфография оригинала).
В различных материалах номера в деталях описаны тонкости строительства и инженерного дела, внимание заостряется на том, что на строительстве канала многое было впервые: и транспортерные ленты для подачи бетона, и использование термитной сварки для арматурных работ и т.д.
Отдельно говорится про мосты через канал Москва-Волга, затворы и механизмы. За 2,5 года было возведено 23 моста, из них 11 металлических и 12 железобетонных. Процитируем некоторые интересные для истории Химок места публикаций.
«Четырехпутный мост под Октябрьскую железную дорогу у ст. Химки выполнен арочным железобетонным. Пролетное строение моста состоит из двух пустотелых коробчатых арок пролетом 116 м и стрелой подъема в 24 м. По величине пролета этот мост второй в СССР.
Проезжая часть проходит по середине арок и подвешена к их верхней части железобетонными подвесками. Конструктивная особенность моста заключается в том, что два крайних пути вынесены на консоли моста. (…)
Возле Химок через водохранилище построен самый большой на канале трехпролетный металлический шоссейный мост. Пролет арки 135 м. Полная длина бокового пролета с учетом береговой консоли – 94,5 м.
Самая постройка мостов сопровождалась испытаниями в отдельных стадиях работ. Ничто не делалось вслепую. Весьма широко были применены высокие марки бетона, электросварка арматуры, вибрированная укладка бетона, механизация плотничных работ.
Для приготовления высококачественного бетона, необходимого для строительства в больших объемах, был построен полностью механизированный бетонный комбинат. Загрузка производилась стационарными ленточными транспортерами. Десять 1000-литровых бетономешалок типа «Рансом» выдавали до 3000 м3 бетона в сутки.
Средний показатель производительности транспортера за три месяца – 59 м3/час. На зарубежных строительствах – 36-44 м3/час.
На канале используется большое количество затворов: на шлюзах, плотинах, насосных станциях и т.д. Существует и три аварийных затвора в виде быстродействующих откатных ворот. Они установлены в трех точках канала».
Мы остановимся на заградворотах в Химках. «Это специально сконструированное ремонтное заграждение в виде ферм Томаса. Деревянных – для напора 5,2 м и металлических – для напора в 6,83 м. В эксплуатационное время фермы уложены на дне специальной ниши заподлицо с королем верхней головы. При необходимости осушить подход к сегментному затвору, ферма поднимается при помощи корабельных цепей и двухбарабанной лебедки».
Множество подобных ухищрений, остроумных комбинаций, смелых новшеств, методических расчетов и вдохновенных идей положено в основу величественного комплекса, имя которому канал Москва-Волга.
Все рекорды Днепрогэса, построенного с участием иностранных специалистов, Беломорканала, которым гордилась вся страна, меркнут в сравнении каналом Москва-Волга – завоеванием большевистской техники.
По количеству уложенного бетона канал равен трем Днепростроям. По размаху земляных работ – это семь Беломорканалов.
Сотни добротных первоклассных машин населяют сооружения нового канала. И все они сконструированы и изготовлены на советских заводах. Тысячи специалистов принимали участие в строительстве канала. Но среди них не было ни одного иностранца.
На канале Москва-Волга все – рекордное, самое крупное, самое мощное, самое внушительное. Это – самый большой в мире речной канал. Его шлюзы – крупнейшие в мире речные шлюзы. Его насосные станции – величайшие в мире. Один из его мостов (Химкинский), построенный над каналом, имеет самый большой для железобетонных мостов пролет в СССР.
В мире есть только два канала, которые по своим размерам могут быть поставлены рядом с каналом Москва-Волга. Это знаменитейшие каналы Суэца и Панамы, соединяющие моря и океаны. Но из них только один канал можно сравнить с нашим. На Суэце нет ни шлюзов, ни гидростанций, никаких крупных сооружений – только сама полоса канала, весьма, правда, глубокого и широкого.
Лишь Панамский канал не уступает каналу Москва-Волга по сложности и размаху работ, которые потребовались для его сооружения.
Есть, однако, огромная разница между этими двумя величайшими каналами мира. Панаму строили с перерывами 32 года и закончили через 20 лет после официально намеченного срока. А путь от Волги до Москвы проложен в 4 года и 8 месяцев и закончен точно в срок.
Панамский канал капитализм строил ради наживы, в ажиотаже биржевых махинаций. Движущей силой строительства были взятки, аферы, мошенничества, навеки прославившие имя Панамы черной славой.
Канал Москва-Волга построен по строжайшему плану, ради интересов советского трудящегося народа и движущей силой его строительства была воля партии, творческий порыв многотысячного коллектива, благородный советский патриотизм.
В Панаме во имя прибылей акционеров были безжалостно уморены в малярийных болотах десятки тысяч «свободных» рабочих. На канале Москва-Волга десятки тысяч заключенных возвращены к свободной жизни, получив новую квалификацию и право на честный труд.
Канал Москва-Волга – величайшее детище социализма и потому он несравненен, бесподобен. В мире капитализма не могло быть создано ничего подобного, а в нашем социалистическом мире таких грандиозных сооружений до сих пор еще не было.
Но мы твердо знаем: и это только начало, завтра мы увидим еще более великолепные.»
Номер газеты «Техника» за 15 июля 1937 года предоставлен коллекционером С.Гаевым
Комментарий
Все статьи, подобранные к дате открытия канала Москва-Волга, наполнены гордостью за содеянное. Но гордость, в традициях пропагандистской журналистики того времени проникнута преклонением перед заслугами партии и правительства, в текстах изобилует обязательное сравнение капитализма и социализма, с упором на преимущества последнего. В нескольких местах подчеркивается «благородный патриотизм» граждан, «творческий порыв многотысячного коллектива».
О заключенных-строителях канала говорится вскользь, разумеется, о потерях и жертвах каналоармейцев – ни слова. Даже когда идет сравнение со строительством Панамского канала:
Из текста статьи ясно, что для строителей канала Москва-Волга их работа была сплошным благом и они должны быть благодарны за это партии, правительству и лично товарищу Сталину.
В то время невозможно было писать о том, что для строительства канала был создан специальный лагерь Дмитлаг, что в отдельные периоды в нем находилось до 200 тысяч заключенных, что в первые два года строительства использовался, в основном, ручной труд и что только по официальным данным умерло 22 тысячи заключенных…
И про награды. Действительно, ударников награждали, снимали судимости, но далеко не всем. А практически все руководство канала, включая начальника Дмитровского ИТЛ С.Г. Фирина, было арестовано и расстреляно сразу после ввода канала в эксплуатацию. Одна из официально объявленных причин – участие в заговоре против правительства. Всего было арестовано 218 человек. Многие из них были расстреляны на Бутовском полигоне.
Текст подготовила О.Л. Подборская
-2 комментария-
Спасибо авторам за возможность ознакомиться с газетной статьёй времени открытия канала. Это всегда очень интересно.
Большое спасибо за предоставленный материал!