Левитан в Химках
С нашим краем связано имя великого русского живописца Исаака Ильича Левитана. В краеведческой литературе при этом указывается на его единственный приезд в Химки к ученикам пейзажной мастерской МУЖВЗ весной 1900 г. Эту поездку упоминают и биографы и мемуаристы художника. Но один из них, И.В. Евдокимов (1) писал и другое: «Левитан поехал в Химки со своей пейзажной мастерской, как когда-то (в 1870 годы) ездил туда же с ним, молодым и юным пейзажистом, Саврасов, давший ученикам любовь и навык работы «на пленере». И далее: «Всю весну саврасовская мастерская работала на воздухе… в Сокольниках, Останкине, Коломенском, Покровском-Стрешневе, в других далёких и близких подмосковных местах».
Т. о., можно полагать, Левитан бывал в Химках и раньше и был знаком с местными пейзажами. Поэтому он и и вывез сюда, на «весеннюю дачу» своих учеников Б. Липкина, П. Петровичева, Н. Сапунова и А. Манганари (2).
Однако для краеведов важно знать − в каком из поселений с названием Химки могла находиться эта дача – в деревне ли (бывшей почтовой станции) на Питерском шоссе или в посёлке на железной дороге? Авторы, писавшие о Левитане, приводят обычно принятое в конце XIX века название – «Химки», относящееся ко всей территории вдоль речки Химки (3). Только в книге краеведа Т.Г. Павловой (4) сказано более точно: «В деревне, на левом берегу реки Химки, на Петербургском шоссе, находилась почтовая станция для дилижансов и постоялые дворы. Ближние окрестности были живописны и москвичи приезжали сюда на прогулки. Здесь даже арендовало дачу Московское училище живописи, ваяния и зодчества для студентов-пейзажистов, и их преподаватель И.И. Левитан выезжал сюда на этюды» (ныне Москва).
Можно полагать, И.И. Левитан достаточно хорошо знал наш край. В 1880−1890 годы он проезжал здесь на ежегодные выставки в Петербург или в летние месяцы − на «на пленэр» в имения Тверской и Новгородской губерний − Островно, Горка, Покровское, Подсолнечное, Окуловка… (5, 7). На дачах в Химках проживали хорошо знакомые Левитану люди − предприниматели Мамонтовы, актёр А.П. Ленский, художник Н. Досекин (соученик Левитана по МУЖВЗ), гостем которых он мог бывать.
Вместе с тем мы обнаружили и более точные сведения о посещении Левитаном нашей земли и даже о написании им здесь этюда. Так, в книге журналиста Евграфа Кончина «Загадочный Левитан» 2010 г. (6. С. 306) мы увидели названия двух его работ, выполнение которых оказалось связано с именем Захарьиных – владельцев имения в селе Куркине. Обнаружив эти сведениям, мы расширили круг поисков и нашли им почти дословное подтверждение в работе искусствоведа А.А. Фёдорова−Давыдова «И.И. Левитан. Документы, материалы, библиография» (1966). В ней собран самый полный и выверенный на сегодня список работ художника (732 картины и этюдов + более 200 пастелей и рисунков (7). Большая благодарность О.В. Кирьяновой, которая нашла доступ к этой книге через Интернет.
В этой книге, в списке работ Левитана под №723 (С.138) назван этюд «Сельский вид», выполненный в 1899 г. На его обороте есть надпись: «Этюд работы И.И. Левитана, писаный им в имении проф. Захарьина. Утверждаю. Ник. Крымов». Далее в списке под № 731 (С. 139) находится его этюд «Ранняя весна. Ботанический сад», на подрамнике которого есть наклейка с надписью «Последний этюдъ съ натуры, сделанный И.И. Левитаномъ, в апреле 1900 года в Ботаническом саду въ Москве въ присутствии Ал. Гр. Подгорецкой (Захарьиной)» и подпись к ней «И. Остроухов».
Подобных сведений о посещении Левитаном имения Захарьина в Куркине, знакомстве с его дочерью А.Г. Подгорецкой (по мужу), и работе на нашем пленэре у химкинских краеведов не было. Не нашли мы таких сведений и в известных нам работах о Левитане и Захарьиных. Для нас стало важно выяснить обстоятельства этого посещения художником нашей земли, узнать о характере его отношений с А.Г. Подгорецкой, в т. ч. – понять её присутствие на пленэре Левитана в апреле 1900 г., т.е. в то время, когда в Химки работали его ученики.
Первой задачей стало обнаружение изображений этих картин. Мы обратились к файлам Интернета, спискам Госкаталога музеев России, альбомам художника и литературе о нём. Вот какие изображения мы обнаружили уже в списке его картин в статье Википедии о Левитане.
Перед нами этюд «Сельский вид», писанный Левитаном летом 1899 г. Можно полагать, жители Химок увидят в нём пейзаж, созвучный нашему представлению о склоне р. Сходни у села Куркино и силуэт его Владимирской церкви. Для сравнения даём фотоснимок 1950 г., по ракурсу почти совпадающим с зарисовкой Левитана, на котором, по существу, изменился лишь состав построек на бровке склона – с хозяйственный строений на жилые (очевидно) дома.
По сведениям Госкаталога, этюд ныне находится на Урале, в фондах Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Музей поместил его в солидную дубовую раму и сопроводил следующими сведениями.
Левитан Исаак Ильич. Сельский вид.
Период создания: 1899
Материал, техника: холст, масло
Размер: 30.5 x 55.0 см
Место создания: Российская империя
Номер в Госкаталоге: 24464764
Номер по КП (ГИК): ЕМИИ КП-2369
Инвентарный номер: Ж-1187
Местонахождение: Муниципальное автономное учреждение культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств»
На первом плане зеленая поляна. На ней слева два стога сена. На втором плане среди густой зелени деревянные дома. В центре белая церковь. Небо голубое.
Госкаталог музейного фонда Российской Федерации. © Министерство культуры РФ.
В книге А. Фёдорова−Давыдова (С. 138) сообщается, что ранее этюд находился в частном собрании Я.И. Ачаркана в Москве. В 1947 г. он был представлен на выставке «Пейзаж в русской живописи II половины XIX века. Из частных собраний» М., Центральный дом работников искусств. В её Каталоге он значится под №57 (хранится в РНБ — Ленинке).
Нам удалось обнаружить этюд «Сельский вид» в наборе открыток И.И. Левитана, изданных в 1974 г. в Москве, тиражом 26 тыс. экземпляров. Нам удалось приобрести один экземпляр через лавку букиниста в Интернете.
«Открытка цветная, художественная, немаркированная, с белыми полями по периметру. Художник И.И. Левитан (1861-1900). Сельский вид. На лицевой стороне: Изображён летний пейзаж со стройматериалами на луговине на фоне села. Об. с. чёрной типографской печати с фамилией художника и названием картины внизу слева. Изд-во «Советский художник». Москва. 1974 г. Ц. 3 коп. Тир: 26000. Регистрационный номер:28865291».
Вот такие сведения удалось собрать об этюде И.И. Левитана «Сельский вид».
Не менее интересен для нас оказался и другой этюд «Ранняя весна. Ботанический сад», изображение которого мы обнаружили в интернете в двух колористических вариантах. А.А. Фёдоров – Давыдов писал так в биографии художника: в 1900 г. «в апреле, ранее 29, Левитан в присутствии А.Г. Подгорецкой (Захарьиной) выполнил свой последний этюд с натуры «Ранняя весна. Ботанический сад» (надпись И.С. Остроухова на бумаге, наклеенной на подрамнике этого этюда» (с. 67). (Напомним, что из списка 732 работ Левитана этот этюд числится под №731). По его сведениям, в 1930 годы этюд находился в коллекции балерины Е.В. Гельцер. В 1938 г. он был представлен на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» в разделе «Живопись, графика, скульптура, фарфор» и числится в её Каталоге под № 421 (8). В 1960 г. картина была представлена на юбилейной выставке «К столетию со дня рождения И.И. Левитана» в Москве, Ленинграде и Киеве и числится в Каталоге к ней (9. С. 79). Сегодня она находится в частном собрании (7. С. 139).

И. Левитан. «Ранняя весна. Ботанический сад». 1900 г. Апрель. Холст, масло. 44 x 56 см. Частное собрание.
Получив изображения картин и эти небольшие сведения о них, мы обратились к именам людей, причастных к ним.
Евграф Васильевич Кончин (1930−2010 гг.), известен как журналист, работавший по темам искусства, автор почти 40 книг о художниках и других творческих деятелях. После его ухода из жизни вышло 4-х томное собрание его трудов. Том 3 посвящён Левитану.
Алексей Александрович Фёдоров−Давыдов (1900−1969), профессор, доктор наук, член-корр. АХ СССР и АОН СССР, автор двух десятков книг по искусству России XIX века. Трудился зав. отделом в Третьяковской галерее, преподавал в ГИТИСе, почти 20 лет заведовал кафедрой искусствоведения в МГУ и ГТИ. Известен как крупнейший специалист по русской пейзажной живописи (10). В его книге «И.И. Левитан. Документы. материалы, библиргорфия» собраны самые подробные сведения о его биографии, литература о нём, и самое главное – дан самый полный список работ художника (около 1000) с комментариями к ним и месте нахождения. Можно полагать, эта книга стала основным источником сведений для журналиста Е. Кончина.
Илья Семёнович Остроухов (1858-1926) – художник − пейзажист, близкий В. Серову, И. Левитану, В. Васнецову, В. Поленову, М. Нестерову, собрал коллекцию из 800 картин и этюдов, первый собиратель икон. В конце XIX века был признан как самый большой знаток живописи. П.М. Третьяков избрал его попечителем своей Галереи. Остроухов был признан как самый авторитетный в Москве мастер атрибуции художественных работ, их авторства. Его биограф писал: «Без его санкции ни одна вещь не могла считаться подлинной. Мимо него ничего не проходило» (11). Левитан и Остроухов были в дружеских отношениях с ученических лет, в т.ч. по встречам у С. И. Мамонтова, работе в его опере. Известны письма Левитана Остроухову с разными темами – о возврате долга, с благодарностью за книгу, с отзывом о Дягилеве, об оформлении выставки… Остроухов владел набором этюдов Левитана, прекрасно знал манеру его письма и был в курсе основных событий его жизни.
Николай Петрович Крымов (1884−1958), русский и советский художник, его отец − художник-передвижник (близкий друг И. Шишкина), художником был и его тесть Досекин Н.В. – однокашник Левитана по учёбе в МУЖЗВ, имел дачу на ст. Химки. Здесь и в его московском доме часто собирался за беседой широкий круг коллег−художников. Ближайшим другом Крымова был ученик Левитана Н. Сапунов, который был с ним на весенней даче в Химках, и, очевидно, был осведомлён в обстоятельствах жизни своего учителя (12). Н. Крымов, живший в такой среде, мог быть в курсе событий жизни Левитана, в т.ч. и связанных с его пребыванием в Куркине у Захарьиных. Сам Крымов был большим поклонником Левитана и в преподавании широко опирался на его наследие. Он, большой знаток пейзажной живописи, был известен в советское время и как мастер атрибуции картин (13).
Это те хранители русского искусства, которые сберегли память о работе И.И. Левитана на нашей земле и наших жителях, причастных к ней.
Екатери́на Васи́льевна Ге́льцер (1876—1962) — русская балерина, одна из первых народная артистка России (1925), известна как коллекционер. Её собрание, как особо ценное, было эвакуировано правительством из Москвы в 1941 г. Современница И.С. Остроухова, она могла пользоваться его советом при покупке этюда Левитана «Ранняя весна. Ботанический сад», атрибутированного им. После её ухода из жизни наследники по-своему распорядились коллекцией, распродавая её в музеи и частным лицам.
Яков Исаакович Ачкаран, серебряных дел мастер, член “Товарищества И.П. Хлебников сыновья и Ко”, коллекционер живописи. По сведениям источника (14), в его собрании была картина художника Николая Крымова «Туча». Это наводит на мысль, что именно Крымов рекомендовал Я.И. Ачкарану приобрести этюд Левитана «Сельский вид», подлинность которого он удостоверял. В 1937 г. Ачкаран подвергся репрессиям (был сослан в Нарын), что, очевидно, привело к национализации его картин и появлению этюда Левитана в коллекции Екатеринбургского музея.
Напомним и о Захарьиных: знаменитый московский врач−терапевт Григорий Антонович Захарьин с 1872 г. до ухода из жизни в 1897 г. владел имением в Куркине, где ежегодно проводил лето «от снега до снега» со своей семьёй − женой Екатериной Петровной (в девич. Апухтиной), сыном Сергеем (ум. в 1908 г.) и дочерьми Александрой (1863−1942), в замуж. Подгорецкой и Натальей, в замуж. Навроцкой. Очевидно, следует внимательнее отнестись к образу А.Г. Подгорецкой, усилиям которой (по свидетельствам Ф. Шехтеля и И. Грабаря) мы обязаны созданию таких памятников культуры, как склеп-усыпальница и больница Захарьиных в Куркине, благотворительному участию семьи в создании Музея изящных искусств под руководством И.В Цветаева и других деяниях (15, 16).
Для нас большой интерес приобрёл вопрос: что могло связать в. И.И. Левитана с А.Г. Подгорецкой, так, что художник побывал в её в имении «Захарьино» в Куркине летом 1899 г. и написал там этюд, а сама эта дама находилась рядом с художником в апреле 1900 г. на его последнем пленэре в Подмосковье – факт, ранее не отмеченный ни в одном из известных нам материалов о жизни художника и семьи Захарьиных.
На сегодняшний день мы можем уверенно говорить о двух названных выше их встречах. Первая состоялась в 1899 г., когда художник выполнял в Куркине этюд «Сельский вид». Опираясь на хронологию его жизни и переписку (3, 5, 7), постараемся уточнить её дату. Известно, что в марте − апреле этого года Левитан вместе с учениками ездил в окрестности Москвы – Сокольники, Кусково, Кунцево. Но 22 апреля, сославшись на плохое здоровье, он сообщил им, что уезжает в деревню и простился с учениками до осени.
В начале мая художник уехал село Окуловку Новгор. губ., и проживал там, согласно датам его писем − с 7 мая до 3 августа, где писал картины «Избы», «Летний вечер», «Сумерки. Луна», «Сумерки. Стога», «Сумрачно», работал над полотном «Озеро». Но уже 28 августа он появился в Москве, был в гостях у Марии Павловны Чеховой. В сентябре начались занятия в МУЖВЗ, к которым художник относился очень серьёзно, и всю осень активно участвовал в жизни Москвы. (3. С. 99-104, 5. С. 69-70).
Однако о событиях его жизни с 3 по 28 августа письменные сведения отсутствуют. Можно предположить, что именно в этот промежуток времени, возвращаясь из Окуловки в Москву, Левитан мог остановиться в Химках и посетить имение Захарьиных в Куркине. О том, что этюд «Сельский вид» писан поздним летом, говорит как густой тон зрелой древесной зелени, так и цвет блёклого, выгоревшего на солнце луга на склоне, занятом то ли стопами стройматериалов, то ли стогами сена или зерновых, убранных прошедшим летом.
Стройматериалы могут говорить о сооружении склепа Г.А. Захарьина в Куркине именно в эти годы. Его проектировал и сооружал Ф. Шехтель – близкий приятель Левитана. Не он ли мог познакомить Левитана и Подгорецкую?
Вторая встреча Левитана и Подгорецкой датируется точнее − апрелем 1900 г. в подмосковном Ботаническом саду. Напомним, что с 1895 г. И.И. Левитан страдал тяжёлым заболеванием сердца. Но, преодолевая его, он и весной 1900 г. продолжал преподавать в училище, участвовать в художественной жизни Москвы, выезжать в её ок окрестности на «пленэр» как с учениками, так и по своим интересам.
Так, в марте 1900 г. он выезжал в с. Дугино Подольского уезда, где писал этюд «В начале марта», а в апреле, как видим, работал над этюдом «Ранняя весна» в Ботаническом саду. Выезжать далеко ему уже было тяжело, и он писал приятелю 16 апреля: «40 вёрст на лошадях для меня пугало» (3). Писательница Королёва (17) дополняет, что Левитан теперь не мог уезжать далеко, он вызывал извозчика и ехал в недалёкий, но ещё заснеженный подмосковный Ботанический сад.
Возможно, зная об этом, А.Г. Подгорецкая помогала художнику выезжать со своими подрамниками, зонтом, красками, кистями на пленэр. Она могла предоставлять Левитану свои конские упряжки как для его ближних поездок, так и при выезде к ученикам в Химки.
Его ученики – Б. Липкин, В. Петровичев, В. Сизов, С. Сапунов и др., достаточно по-разному пишут об этих последних встречах с Левитаном. Обобщая их, А. Фёдоров-Данилов пишет, что Левитан «с начала весны по май, не менее раза в неделю, ездил в Химки к ученикам» из Москвы (7. С. 66). А в работе 2010 г., посвящённой 150-летию Левитана (18. С. 124) читаем: «В один из холодных апрельских дней академик живописи Исаак Ильич Левитан повёз своих учеников в Химки». При этом ни ученики, ни другие мемуаристы не называют точной даты его последней поездки, определяя её как «конец апреля» и не называют адреса дачи в Химках.
Однако известно, что 28−29 апреля Левитан участвовал в работе Совета МУЖВЗ, а уже в первых числах мая вернулся из Химок больным (7, С. 67). О его болезни срочно вызванная в Москву из Петербурга Анна Турчанинова («жёнушка» − в его письмах) сообщила А.П. Чехову в Ялту. И уже с 8 по 17 мая Чехов дежурил у его постели. На все эти контакты и поездки ушло не менее 5-6 дней. Опираясь на эти даты, можно считать, что последнее посещение Химок Левитаном пришлось на дни с 30 апреля по 1−2 мая. Больше он не покидал своего дома и 22 июля (4 авг.) 1900 г. его не стало.
В связи с этим возникает мысль, что местом «весенней дачи» учеников МУЖВЗ могла быть не пыльная придорожная деревня Химки, открытая всем ветрам, а имение Захарьиных на берегу живописной Сходни, где художник гостил поздним летом прошлого 1899 г. О таких достаточно доверительных отношениях Левитана с Захарьиными говорит упомянутое присутствие Ал. Гр. Подгорецкой около художника на его пленэре в Ботаническом саду.
Очевидно, дальнейшие поиски в архивах Остроухова, Крымова, Захарьина, Шехтеля и других помогут обнаружить более точные сведения об отношениях Левитана и Подгорецкой и обстоятельствах создания художником этюда «Сельский вид» в имении Захарьино. Автор будет благодарен всем, кто имеет сведения по этой теме и может поделиться ими.
Источники:
- И. Евдокимов. Левитан. М. 1938. С. 35.
- Левитан в Химках. // П.И. Петровичев. Сб. материалов и каталог произведений. М. 1988. С. 47.
- И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания. М. 1956. Ротапринт. 2014. С. 123−150, 100 и др.
- Т.Г. Павлова. Деревня Химки. // Северный край Москвы. С древнейших времён до наших дней. М. 1995. C. 340.
- М. С. Чижмак. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана // Журнал «Третьяковская галерея. Спец. выпуск: Исаак Левитан». М. 2000. С. 69-70.
- Е. Кончин. Загадочный Левитан. М. 2010. С. 306.
- А.А. Фёдоров-Данилов. И. И. Левитан. Документы, материалы, библиография. Изд. Искусство. М. 1966. С. 138, 139, 66, 67, 15.
- РГАЛИ. Фонд 2458, оп. 2, ед. хр. 127.
- Каталог выставки «К столетию со дня рождения И.И. Левитана» ГТГ. Сост. Л. Иовлева. Изд. АХ СССР. М. 1960. С.79.
- А.А. Фёдоров-Давыдов. // БРЭ в 35 т. Гл. ред. Ю.С. Осипов. Т. 33. М. 2017. С. 235.
- Н.Ю. Семёнова. Илья Остроухов. Гениальный дилетант. «Слово». М. 2020.
- Е.Н. Крымова. Моя жизнь с Н.П. Крымовым // Сб. «Николай Петрович Крымов− художник и педагог. Статьи, воспоминания». М. 1960. 263 с.
- Д.Н. Домогацкий. Воспоминания ученика //Сб. Николай Петрович Крымов− художник и педагог. Статьи, воспоминания». М. 1960. 263 с.
- О. Васильева. Трагедия на даче Лемерсье. https: //pushkino.tv/news/kray-rodnoy /177241.
- В. Коростышевский. Куркино. Части I, II. https://proza.ru /2012/04/14/338.
- В.Д. Тополянский. Доктор Захарьин. Легенды и реальность. М. 2010.
- Ю.А. Королёва. Жизнь пейзажиста Левитана глазами писателя Чехова. М. 2017. С. 220.

















-1 Комментарий-
Статья краеведа Т.Г. Руновой привлекает методологией поиска, добротностью деталей, аргументированностью предположений и широким, но обоснованным охватом лиц, так или иначе причастных к посещению И. Левитаном Химок, либо исследователями творчества художника или его знакомых. Думаю, Татьяне Григорьевне удалось внести важные уточнения в проблематику и определить траекторию дальнейшего поиска. Тщательность краеведа и доверительность, лёгкость письма привлекают читателя. Приятно сознавать, что в рядах ХКО присутствует такая преданная своему краю исследовательница.