Немецкая аэрофотосъёмка Москвы и Химкинского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Кирьянова Ольга Васильевна
член Химкинского краеведческого общества
Ещё с конца 1930-х годов аэрофотосъёмка самолётами-разведчиками Люфтваффе (военно-воздушные силы Германии в период третьего рейха) территории нашей страны проводилась и с таким размахом, что не осталась не замеченной в наркомате обороны. В июне 1941 года немцы продолжали бесцеремонно бороздить воздушные просторы нашей страны на своих «Юнкерсах», «Хейнкелях», «Доронье». В итоге к 22 июня в распоряжении Генерального штаба Люфтваффе имелись панорамные снимки и крупномасштабные карты всей приграничной полосы на глубину около 250–300 км с указанием всех важных объектов и районов дислокации войск. Было выявлено точное местоположение 66 аэродромов советской авиации.
Уже после начала войны авиация Люфтваффе продолжала совершать дальние разведывательные рейды и 22 июня ее одиночный самолет, вероятно, взлетевший с территории Финляндии, достиг Москвы и, пройдя над городом на высоте 10 000 м, сделал первые аэрофотоснимки столицы. И при этом он не был обнаружен постами ВНОС (ВНОС — воздушного наблюдения, оповещения и связи) и благополучно вернулся обратно.
По мере продвижения немецких войск в глубь страны командование Люфтваффе начало готовить налёты на Москву, а для этого необходимо было иметь подробные и качественные снимки Москвы и прилегающих территорий.
26 июня экипаж Ju-88D отчетливо разглядел под собой все районы большого города — Кремль, улицы Москвы, зенитные батареи, расположенные вокруг Москвы, и благополучно вернулся на свой аэродром. Ни один советский истребитель так и не смог подняться на высоту, на которой летел «Юнкерс» (мах высота полёта 8600 м).
7 июля всё повторилось, но на этот раз экипаж сделал подробные и качественные снимки всего города и его окрестностей, которые впоследствии были использованы для подготовки первых массированных налетов на Москву. И опять истребители ПВО оказались бессильны.
К середине июля авиационная группировка противника имела более 300 бомбардировщиков новейших типов — Хейнкель-111, Юнкерс-88, Дорнье-215. Они чаще всего и участвовали в налетах на Москву.
В ночь на 22 июля 1941 года в 21 час взвыли сирены. Это был первый массированный налет на Москву. Налёт продолжался в течение пяти часов. Более 200 вражеских самолетов четырьмя колоннами на высоте 2000—3000 м, пытались прорваться к городу крупными группами по несколько десятков машин в каждой. Благодаря хорошо развитой системе оповещения и хорошей работе сил ПВО боевые порядки немцев были расстроены и к Москве прорывались мелкими группами по 3, 6, 9 машин. В итоге сбросить бомбы смогли менее половины немецких самолётов, остальные отступили. Были сбиты 22 самолёта противника.
В дальнейшем, немцы перешли к тактике действий мелкими группами, которые имели больше шансов пройти незамеченными.
11 августа Миг-3 перехватил и уничтожил немецкий самолёт «Дорнье», летевший на разведку и производивший фотосъёмку железной дороги Москва — Ленинград. В это время по железной дороге шли эшелон за эшелоном.
Разведчики Люфтваффе всё глубже проникали в воздушное пространство страны. 9 октября 1941 года дальний разведчик впервые прошел над городом Горьким. Позднее эти фотоснимки города, сделанные самолетами-разведчиками, были использованы при подготовке воздушных ударов по нему. В течение 4–6 ноября немецкие бомбардировщики поразили Горьковский автозавод им. Молотова, минометный завод «Двигатель революции», радиотелефонный завод им. Ленина и другие объекты. Всего за годы войны вражеские бомбардировщики совершили на горький 43 налёта, из них 26 налётов ночью. В июне 1943 года, после продолжительного затишья, Горький подвергся серии массированных ночных атак немецкой авиации. Основной целью стал завод им. Молотова. Налёты проводились в рамках подготовки к крупной наступательной операции лета-осени 1943 года, в ходе которой наносились авиаудары по промышленным центрам Поволжья: Горький, Ярославль, Саратов. По степени массированности это был один из крупнейших ударов Люфтваффе за всю войну по тыловым городам Советского Союза.
Интенсивные бомбежки Москвы закончились к лету 1942 года. 6 июня 1942 г. Люфтваффе совершили последний налет на Москву. Всего на столицу было произведено 134 налёта. Наиболее продолжительные налеты на Москву были осуществлены с 24 на 25 сентября (5 часов 42 минуты) и со 2 на 3 октября (5 часов 30 минут). Остальные длились от одного до трех часов.
Плотность ПВО и характеристики самолетов, защищавших Москву, не оставили немцам возможностей продолжать налеты на город. Однако город оставался центральным узлом железных дорог, поэтому от воздушной разведки немцы отказываться не собирались. Об этом говорят факты. С июля 1942 г. по август 1943 г. над Москвой шесть раз появлялся высотный разведывательный самолет Ju-86R-1.
С лета 1943 года и до лета 1944 над Москвой появлялись лишь одиночные самолеты-разведчики, действовавшие на огромных высотах – до 14 километров.
Вот факты:
— 2 июня 1943 г. на перехват высотного разведчика с Центрального аэродрома Москвы на самолете Як-9 N01-29 с М-105ПД взлетел подполковник Л.А.Шолохов — инспектор по технике пилотирования 6 ИАК (истребительного авиакорпуса) ПВО Москвы. Самолет набрал 11400 м по прибору, но двигатель «запарил». Температура воды была 112оС, масла – 110оС. Козырек и фонарь покрылись слоем льда. Потеряв противника из виду, Л.А.Шолохов вынужден был прекратить преследование и пошел на посадку.
— 22 августа 1943 г. при очередном появлении Ju-86R-1 для его перехвата были подняты с подмосковных аэродромов 15 истребителей, в том числе три Як-9ПД, два «Спитфайра», две «Эркобры», шесть Як-1, два МиГ-З. Только один летчик на «Спитфайре» поднялся до 11500 м и вел некоторое время огонь по противнику с кабрирования, находясь ниже на 500 м и сзади на 200 м, после чего оружие отказало. Другие истребители достигли высоты: Як-9ПД — 11100 м, МиГ-З — 10800 м, Як-1 — 9500 м, «Эркобра» — 9000 м и огня по противнику не вели .
Снимки нашего города (фото 2 и фото 3) сделаны именно в этот день — 22 августа 1943 года.
Картину четко рисует документ, датированный 1943 годом. 23 августа из штаба Западного фронта ПВО за подписью командующего войсками М. С. Громадина, члена военного совета генерал-майора Орлова и начальника штаба Нагорного в адрес командующего артиллерией маршала Н. Н. Воронова и наркома А. И. Шахурина поступил доклад, где сообщалось:
«22 августа 1943 г. с 08 часов 40 минут до 10 часов 10 минут противник произвел разведку г. Москвы и окрестностей одним высотным разведчиком типа Ю-86Р-1 на высоте 12000-13000. м.
Самолет противника был обнаружен в 7 часов 42 минуты в районе Издешково и, пройдя по маршруту Вязьма — Кубинка — Звенигород — Чкаловская — Москва — Гжатск, вышел из системы ВНОС в районе Издешково (40 км западнее Вязьмы).
В зоне огня и в районе г. Москвы противник находился 1 час 30 минут (с 8 часов 40 минут до 10 часов 10 минут) и трижды прошел над центром города.
Для перехвата противника разновременно было поднято 15 истребителей с Центрального аэродрома и аэродромов Кубинка, Люберцы, Инютино, Внуково, из них три Як-9, по два «Спитфайр», «Аэрокобра» и МиГ-3, а также шесть Як-1.
Из всех поднятых истребителей только один – «Спитфайр», пилотируемый старшим лейтенантом 16-го ИАП Семеновым, поднялся на 11500 м и вел огонь по противнику с кабрирования, находясь ниже противника на 500 м и сзади на 200 м. Летчик Семенов израсходовал 30 снарядов и 450 пуль патронов, после чего пушка и пулеметы отказали из-за обледенения. Противник вел ответный огонь с правого борта и снизу трассирующими пулями.
В районе Москвы и на обратном пути до Можайска противника преследовали летчики:
12-го ГИАП — младший лейтенант Наливайко (Як-9), набравший только 11100 м;
562-го ИАП — Полканов и Буцлов (Як-1), набравшие 9500 м;
28-го ИАП — Абрамов и Евдокимов («Аэрокобра»), набравшие 9000 м;
565-го ИАП — Крупенин и Климов (МиГ-3), набравшие 10800 м.
Все летчики из-за большой разности высот, боя не вели. Зенитная артиллерия огня по противнику не вела, ввиду недосягаемости высоты…
Имеющиеся в Особой Московской армии ПВО истребители не могли набрать необходимой для боя высоты. Вооружение истребителей оказалось неподготовленным для ведения огня на больших высотах при низкой температуре.
Не исключена возможность сбрасывания противником в будущем при подобных безнаказанных полетах над г. Москвой мелких бомб.
Несмотря на то, что противник уже более года ведет безнаказанную разведку г. Москвы на большой высоте, вопрос о высотных истребителях для ПВО столицы до сих пор практически не решен…».
Безнаказанные полеты Ju-86R над столицей и другими городами продолжались вплоть до июня 1944 г. При этом советской ПВО так и не удалось сбить ни одного из них.
Постановлением ГКО от 12 июня 1943 г. А.С.Яковлеву было дано задание — в срок до 1 августа 1943 г. провести работы по увеличению боевой высотности Як-9ПД М-105ПД до 13000 м, использовав для этой цели один из самолетов ПВО. Самолет должен был иметь герметичную кабину летчика. В результате появился Як-9ПД с двигателем М-106ПВ, оборудованный системой впрыска воды, который обладал превосходными летными данными: максимальная высота полета, достигнутая при испытаниях, составляла 12800…13100 м, что являлось практическим потолком. (В дальнейшем была достигнута высота 13500 м.)
Производство Як-9ПД с двигателем М-106ПВ закончили 20 апреля 1944 года. Боевые качества этого последнего, наиболее удачного высотного истребителя-перехватчика не были проверены, так как к моменту его создания налетов немецкой авиации на Москву не было.
29 декабря 1944г. вышло постановление ГКО № 7227 о выпуске (о переоборудовании) на заводе №301 30 серийных самолета Як-9ПД М-105ПД под двигатель М-106ПВ в высотном варианте.
Источники:
- Зефиров Михаил «Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе», Издательский дом: AСТ, Москва, Хранитель, Харвест, 2007 г
- Якубович Николай. «Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома», Яуза, Эксмо, Москва, 2012
Обозначения на фотоснимках:
Фото 1.
Datum (Дата) 29.9.42 Hohe (высота) ….8000 m(м)
Waschutino (Вашутино)
Nach Moskau (M) etwa 21 km Luftl. На Москву около 21 км по воздуху
SU 10 3039 = Flgpl. M. —Chimki IV — Аэродром Москва-Химки-IV
A= Unterkunft (Жильё)
1= Trafo (Трансформатор)
2= Hallen (Помещение)
3= Werft (авиаверфь)
]= Abstellboxen (место стоянки., бокс для стоянки)
SU 7466 =Flugzeugzellenwerk Nr.84- Авиационный завод №84
Fur Transportflugzeuge (mit Gleisanschl.) –транспортных самолётов (с ж/д)
1= Bau und Montagehallen (строительные и сборочные цеха)
2= Kesselhaus (Котельная)
3= Werkstatten (Мастерские)
4= Nebengebaude (Подсобное здание)
SU 7457 =Zellenwerk Nr.301- Завод №301 (mit Gleisanschl.) – (с ж/д)
1= Bau und Montagehallen (строительные и сборочные цеха)
2= Kesselhaus (Котельная)
3= Wasserturm (Водонапорная башня)
4=unt.Treibstofflager (Склад горючего)
5=Halle im Bau (Помещение в стадии строительства)
6= Nebengebaude (Подсобное здание)
Unbel. – unbeleuchtet – неосвещённый. Про прожектор-выключенный.
На фото 1, кроме обозначенных ПТР в районе д. Вашутино и в д. Новая Лужа (Родионово), имеется ещё одно искусственное сооружение – это противотанковый ров на окраине п. Старбеево, что находится севернее Химок. Он виден в верхней правой части снимка в виде широкой серой линии с изломом. Остатки этих ПТР были ещё отмечены на карте 1968 года. В д.Вашутино (ширина 7 м , глубина 3 м) и п.Старбеево (ширина 8 м , глубина 2.5 м) они отмечены, как рвы с водой. В Родионово (к 1968 году глубина составляла 1 м) они расположены с левой и с правой сторон Ленинградского шоссе. Местные жители вспоминают, что в этих рвах полоскали бельё, купались, а зимой дети катались в них на санках.
Фото 2.
Moskau Nord – Москва Север
A= SU 7466 Flugzeugwerk Nr.84- Авиационный завод №84
1= Bau und Montagehalle (строительный и сборочный цеха)
2=Heizhaus (Котельная)
3=kl.Werkstatten ((Мастерские)
4= Nebengebaude (Подсобное здание)
5= Halle im Bau (Помещение в стадии строительства)
B= SU 7457 Flugzeugwerk Nr.301- Авиационный завод №301
1= Bau und Montagehallen (строительные и сборочные цеха)
2= Heizhaus (Котельная)
a=Wasserturm O~10m (Водонапорная башня)
b=unterird.Tanks O~20m (………..бак)
3=Lagerhalle (Склад)
4=Lagersсhuppen (Сарай)
5=Nebengebaude (Подсобное здание)
6=ansch.uberd.Holzstаpel (Штабеля дров)
7=Hallen im Bau (Помещение в стадии строительства)
Фото №3
Umspannwerk Moskau Chimki SU 50… Трансформаторная подстанция
Datum (Дата) 22.8.43 Flughohe 13000 m – высота полёта 13000 м
A =Umspannwerk SU 50… (Трансформаторная подстанция SU 50…)
1=Schalthaus (Помещение распределительного устройства)
2=Freiluftschaltanlage (Открытое распределительное устройство)
3=Abspannmaste (……)
Chimri-Stausee – Химкинское водохранилище
-0 Комментарий-