Белые Столбы. Заброшенное наследие Шехтеля
Первый репортаж 2018 года я решил посвятить очень знаковому месту, в которое давно хотел попасть. Старинный особняк купцов Патрикеевых в стиле «модерн», построенный в 1907 году известнейшим русским архитектором Ф.Шехтелем, прообраз клиники Стравинского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Ещё совсем недавно тут располагалась городская больница, однако во второй половине 2017 года она была переведена в другое здание. Теперь «рыцарский замок» выдающегося зодчего стоит заброшенным. Хмурая, мрачная усадьба в тени осеннего парка словно затерялась во времени. Вокруг выросли современные дома, пыльные автомобильные трассы, а сама усадьба за 100 лет своей истории словно пропиталась этой «больничной» атмосферой. Её облик был сильно изменен, внутренние интерьеры подверглись значительной перестройке, а когда-то просторные залы оказались разбиты на больничные палаты. Но, несмотря ни на что, особняк смог сохранить свою красоту и статность. В интернете почти по пальцам можно перечислить снимки внутреннего убранства здания. Поэтому я предлагаю читателям отправиться на увлекательную экскурсию и увидеть первый подробный фотоотчёт изнутри главного усадебного дома.
«Дом скорби засыпал… Бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился… В тихих коридорах потухли матовые белые лампы и вместо них согласно распорядку зажглись слабые голубые ночники, и все реже за дверями слышались осторожные шажки фельдшериц на резиновых половиках коридора…» (с)
Особняк, в котором впоследствии расположилась больница, был построен купцом С. П. Патрикеевым по проекту известных архитекторов Ф. О. Шехтеля и А. А. Никифорова в 1907 году. Расположился он в непосредственной близости от будущего канала имени Москвы в уютном, в свое время, загородном уголке. Место было выбрано довольно удачно. С одной стороны — недалеко от важной транспортной артерии Российской Империи, с другой — одновременно и в красивом зеленом районе. Напротив усадьбы располагался сосновый бор, да и воздух здесь был куда чище, чем сейчас. Стоит заметить, что до каменного загородного дома Патрикеевых здесь располагался не менее красивый деревянный барский дом семьи Колли/Еналеевых, однако в 1905 году он сгорел.
«Купцы Патрикеевы являлись почетными гражданами города Москвы. В их собственности было десять домов, сдаваемых в аренду под магазины, рестораны и жилье. Сам Сергей Павлович на протяжении 21 года (с 1893) работал в Московской городской думе в разных комиссиях. Позже по указу императрицы Марии Фёдоровны определен Почетным членом московского Совета детских приютов. За особые заслуги в этой области С.П. Патрикеев был награжден орденами Святого Станислава III степени (1896) и II степени (1903), орденом Святой Анны (1899). В одном из изданий утверждалось, что особняк был построен не для жилья семьи купца, «…а для устройства загородного ресторана. Однако Священный Синод запретил открытие ресторана по соседству с храмом». С другой стороны, с этой версией не вяжется факт того, что семья Патрикеевых была глубоко верующей и регулярно посещала церковные богослужения. В любом случае, нам доподлинно этого неизвестно. В 1911 году С. П. Патрикееву было пожаловано дворянство.»
1. Так вышло, что это место было знакомо мне уже давно. Особняк — с такой необычной для наших краёв архитектурой — словно манил и хранил какую-то тайну. Главный дом сильно отличается по своему облику от традиционной дворянской усадьбы девятнадцатого века. Формы, объёмы и линии особняка отсылают скорее к рыцарскому замку, чем к загородной усадьбе . «Средневековые» башни, овальное чердачное окно, заросший парк…Серые кирпичные стены, от которых словно веяло атмосферой декаданса (кстати, очень символически, что дом был построен на рубеже эпох). В 2011 году нам с друзьями-краеведами удалось получить разрешение от Минздрава и посетить больницу. Однако было отснято далеко не все. Многие помещения и интерьерные детали сфотографировать не удалось, поскольку здание являлось действующим медицинским учреждением, и в нём находились больные. Да и широкоугольного объектива тогда на руках ещё не было. Поэтому было решено вернуться. Прошло шесть лет…Я сидел дома и спокойно пил чай, как вдруг раздался звонок: «А Вы знаете, что больница съехала, и здание стоит фактически заброшенным?». Уже через несколько дней мы с другом выдвинулись на место. По приезду мы узнали, что в особняке ещё остались работать главный врач со сторожем. Они наотрез отказались пускать нас внутрь, а о будущей судьбе здания им ничего не было известно.
А через месяц мы вернулись…
Попав на территорию, первым делом мы направились к парадному входу. Долго и упорно стучали, звонили, звали, но никто нам не открыл. После чего было принято решение обойти здание вокруг. С тыльной стороны особняк смотрелся ещё более мрачно и запущенно. То тут, то там в кирпичных стенах видны были трещины, а старинная ограда и балюстрада была разбита. Прогулка начинала затягиваться, но тут нам повезло. Одна из дверей туго, но верно открылась. Видимо, сторож не закрыл щеколду. Так мы оказались внутри — цель была достигнута.
2. Однако мало оказаться внутри, нам нужно ещё понять, где находится охранник. Стоит заметить, что в здании местами был включен свет, что добавляло особой напряжённости ситуации. Буквально на цыпочках мы добрались до главного холла… Сделаю небольшое лирическое отступление и расскажу о внутренней планировке усадебного дома.
…На фотографии перед нами — холл и центральная часть первого этажа особняка, следующая за главным входом. Парадная деревянная лестница ведёт на второй этаж. Позади нас за дверью раньше располагался просторный двухэтажный бальный зал (позже перестроенный, теперь там больничные палаты). Слева от нас — небольшой предбанник, организованный внутри лестничного проёма уже в советское время. Справа от нас — замурованный проход, раньше, скорее всего, ведущий к прогулочным террасам и главному залу. Коридор прямо — уходит в сторону первого этажа, где раньше располагались комнаты прислуги, а совсем недавно — больничная кухня…
«В 1914 году С.П. Патрикеев неожиданно занемог, и через две недели скоропостижно скончался. Перед смертью Сергей Павлович, предчувствуя трагические события войны и революции, собрал своих детей и так напутствовал их: «Наступят дни страшных испытаний для Отечества. Но я говорю вам, если и потеряете материальные блага, все равно оставайтесь в России. В лаптях, но со своим народом». По его кончине попечителем семьи стал брат Павел Павлович. В 1918 году Патрикеевы выехали из Москвы в Саратов, где их ограбили. Лишившись последних средств, Патрикеевы смогли вернуться в Москву лишь в 1919 году. Павел Павлович еще некоторое время обитал на лестнице собственного дома, пока его не устроили в дом инвалидов, откуда, впрочем, он сразу ушел. Так и жил на улице… Умер он в 1957 году в электричке. Непростая жизнь сложилась и у детей Патрикеевых…»
3. Вплотную приближаемся к комнате охраны…Неужели они спят? Или затаились в помещении? Или просто не слышали нас? Загадка. В конце концов не выдерживаем и открываем дверь. Охраны в здании банально не было. Нам категорически повезло, скорее всего у них была пересменка или просто временное отсутствие. Очень странная ситуация, но и такое бывает — в здании горит дежурный свет, а никого нет. Следующая мысль — «Охрана может прийти в любой момент». Пора приниматься за съёмку, и немедленно. Первым делом мы направляемся на парадную лестницу, которая приводит нас к роскошному витражу в стиле «модерн». Пожалуй, это одна и главных достопримечательностей этого особняка. В этом здании, не сгинувшем в огне революции, не погубленном в «больничный» период, уцелевшем в наши года — каким-то чудом сохранились все три витражных окна.
«Но вернёмся непосредственно к истории загородного особняка. Когда началась Первая мировая война, Патрикеев передал здание под госпиталь для раненых русских воинов. А в июне 1918 года здесь был открыт противотуберкулезный санаторий. С 1920 по 1925 годы его главным врачом был крупный специалист по внутренним болезням профессор Ф. А. Гетье. Интересен также факт, что санаторий дважды посещал Ленин, о чем нам также подсказывает памятник вождю, установленный в парке. После санатория в особняке была организована городская больница, а зданию был присвоен статус «объекта культурного наследия федерального значения». Кстати, усадьба и больница у местных жителей получила негласное название «Белые столбы» благодаря белым въездным столбам в усадьбу, которые стояли ближе к шоссе, но позже были утрачены.
4. Присмотримся к деталям витражей поближе. И если для Петербурга — витражи не такая большая редкость, для Москвы — явление, встречающееся гораздо реже. Разноцветные сюжетные стекла уцелели в рамах трёх окон центрального холла.
5. Начинаем осмотр особняка с изучения первого этажа. Предметами декора холла и коридоров здесь также выступают поздние бронзовые советские светильники, хорошо вписывающиеся в общее оформление здания.
6. Открываем дверь и из холла попадаем в коридор, который раньше являлся не чем иным, как двухэтажным бальным (ресторанным?) залом. Коридор вместе с палатами на первом этаже и аналогичными комнатами на втором этаже, образовывал единое пространство. Справа от входа располагался красивый камин.
7. Пройдем налево. Здесь, прямо за стеной главного холла, расположился бывший кабинет УЗИ. Поскольку естественное освещение здесь отсутствует, приходится полагаться только на ламповый свет. На фотографии — декорированные деревянные двери, ведущие в сторону зала.
8. УЗИ-аппарат, выведенный из эксплуатации, чем-то напоминает робота. Сложно представить, что в XXI веке в Москве в больнице кабинет диагностики может находиться в таком помещении. Со стен сыпется краска, с потолков — штукатурка. Современные технологии, однако. Одну из дверей в комнате украшает медальон, фотографию можно посмотреть здесь.
9. Недалеко от бывшего зала расположился выход на террасу. Широкие светлые окна и умиротворяющие виды в сторону осеннего парка. Когда-то терраса была в два раза больше и открытая, но последующие перестройки привели к разделению её на две части. Кстати, в этой части здания совсем недавно был проведён евроремонт. Второе крыло террасы я покажу дальше по тексту.
10. Вернёмся в коридор. Обратите внимание на десюдепорты. Увы, и в советское, и уже в наше время, цвета для покраски стен, каминов, печей и прочего, выбирались крайне неудачно. Интересно было бы увидеть, как всё это выглядело 100 лет назад. Тут же расположился пост медсестры.
11. Шикарный камин из мрамора с зеркалом, обрамлённым красивым узором. Сначала кажется, что он несоизмеримо большой для этого узкого и тесного коридора, тяжело влезает даже в широкоугольный объектив (и все равно с искажениями перспективы). Но потом вспоминаешь, что пространство зала было разделено на два этажа и кучу комнат, и становится все понятно.
12. Ещё одна фотография террасы.
13. В помещениях в основном уже пусто, большинство больничных вещей либо вывезено, либо складируется хаотичным образом в комнатах, например, в этой.
14. Отправимся теперь в левое крыло здания. Здесь располагались хозяйственные помещения и комнаты прислуги. Большое пространство совсем недавно занимала бывшая больничная кухня.
15. Но не будем здесь надолго останавливаться и посмотрим, что ещё есть интересного рядом. Например, самый настоящий кабинет рентгенологических исследований.
16. Внутри, внезапно, оказывается абсолютно целое оборудование — два рентгеновских аппарата. Честно говоря, были сильно удивлены, но у нас в стране и такое бывает. Их ещё не вывезли.
17. Симпатичный шкафчик для хранения рентгеновских снимков.
18. Как известно, рентгеновские лучи действуют на организм человека только в момент включения переключателя аппарата и подачи тока. При условии целостности блоков, разумеется. Однако всё равно долго находиться тут не хотелось, поэтому идём дальше.
19. Следующий коридор приводит нас во вторую часть террасы. Она выглядит куда хуже, чем основная (фото 9), хотя и больше по размерам.
20. Первый этаж полностью осмотрен, поэтому предлагаю направиться на второй, но сначала изучим подвалы. Эта лестница — для прислуги.
21. Красивый изгиб чугунных перил лестницы.
22. Вскоре мы оказываемся в самом низу. Подземная часть здания состоит из четырех частей. Направимся в первую часть, хозяйственную.
23. Видна кирпичная кладка и характерные подвальные своды. Сейчас здесь хранится разный хлам, другого слова и не подберешь. Старые стерилизаторы, сломанные приборы, запчасти и т.д. Дальше мы хотели изучить основную (вторую) часть системы подвалов, однако увидели сушащиеся вещи и явные признаки обитаемости данных помещений. Стало понятно, что здесь, скорее всего, живут гости из соседних республик.
24. Поэтому мы решили не испытывать судьбу и отправились обратно наверх. Уже по третьей лестнице поднимаемся на второй этаж особняка. Узкое вертикальное окошко хорошо видно на снимке 48 на правой башенке.
25. Первая комната, куда мы попадаем, забита старыми просроченными лекарствами и списанными приборами.
26. Примечательны и круглые печи, выкрашенные белой краской.
27. Можно постараться и открыть старую печную заслонку.
28. Выходим в главный коридор, ведущий в центральную часть усадебного дома. Для местных узких коридоров характерны сводчатые потолки.
29. В следующей комнате обнаружилась старинная изразцовая печь. Скорее всего, до революции здесь располагался кабинет управляющего усадьбой.
30. В последние годы здесь сидел главный врач больницы. Разумеется, на месте мы его также не обнаружили.
31. Соседняя комната окрашена неприятным розовым цветом. Не хотелось мне выкладывать это фото, но пусть будет для истории. Всё же тут присутствуют и две старых печи времен постройки усадьбы.
32. Встречаются таблички с названиями кабинетов.
33. Доходим до холла на втором этаже. Здесь располагается вход в ещё один, когда-то красивый, зал. Однако фотография у меня не получилась, поэтому снимок можно посмотреть тут. Также тут было обнаружено несколько больничных кроватей и другой подобной мебели.
34. Рядом находился кабинет бухгалтера. Ничего особенного интересного. Современные папки и распечатки.
35. Зато в соседней комнате обнаружился ещё один камин с овальным зеркалом, выдержанный в общем стиле. Довольно колоритный! И если бы еще не этот цвет…
36. Выходим в главный холл. Сразу оговорюсь, это фото старое, в 2017-ом картина была совсем другая. Стены освободили от советских панелей и покрасили в голубой цвет. Но, в целом, этот кадр получился лучше, чем аналогичный новый, поэтому выкладываю его. Слева — проход к больничным палатам. А справа — коридор к различным кабинетам в сторону к большой башне (см. фото 1).
37. Сначала направимся налево. Примечателен деревянный потолок с характерным узором — раньше он располагался непосредственно над залом. В палатах пусто, и кроме потолка смотреть особо не на что.
38. В конце коридора находим следующий агрегат. Гуглим и выясняем, что это автоматизированная система для донорского и лечебного плазмафереза для разделения крови на клеточный компонент и плазму.
39. Теперь отправляемся по правому коридору. Он приводит нас к полукруглой комнате, располагающейся прямо под большой башней. Здесь также пусто, но светит солнце)
40. А вот и сам коридор второго этажа. В целом, увы, у этого учреждения за последние годы работы накопилось много отрицательных отзывов. А именно — что у больницы плохая аура, на первой этаже лежат бедные старики, очень неприятная мрачная атмосфера. Хотелось бы сказать обратное, однако местами действительно чувствовалось какая-то тяжесть и давление стен…
Как я уже говорил, по одной из версий особняк Патрикеевых считается возможным прообразом психиатрической клиники профессора Стравинского в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». «Именно сюда привезли связанного полотенцами Ивана, сделавшегося буйным. Расположена была клиника в прекрасном старом парке около реки, на противоположном берегу которой «красовался веселый сосновый бор». Во-первых, это за чертой старой Москвы; во-вторых, оттуда можно было уехать на троллейбусе; в-третьих, река; в-четвертых, сосновый бор; в-пятых, старый парк; в-шестых, балкон; в-седьмых, лечебное учреждение должно быть знаменитым; в-восьмых, место расположения — в районе шоссе…» Есть и другие версии, кому интересно — могут ознакомиться тут и тут.
41. Вернёмся в главный холл. Главная лестница и витраж.
42. Фрагменты осколки разноцветных стекол, более 100 лет тому назад сложенные в узоры руками неизвестных мастеров, доносят до нас историческую ауру эпохи модерна.
43. Дальше мы изучили третью часть подвала, кстати, она была довольно хитро спрятана. Однако снимков оттуда не будет. А вот потом мы направились в самое, пожалуй, атмосферное место усадьбы Патрикеевых — на чердак. Запасная лестница для господ.
44. Открываем чердачную дверь и проходим немного вверх. Необычно сделан переход между двумя частями чердака — здесь организовано настоящее световое окно на лестницу!
45. Центральная часть чердака и то самое слуховое окошко, которое хорошо видно с фасада.
46. Изучим его поближе. За окнами видны ветки деревьев, а на стеклах — легкая изморозь…
47. Если в самом здании всё окружение выглядит достаточно ново, и во многом — после евроремонта, то тут — словно другое измерение. Лучи света освещают нам путь. Чердак очень большой, можно гулять долго. Например, можно попасть прямо под крышу большой башни. Фотографию можно посмотреть тут.
48. Уже выходя с чердака, через окошко мы видели мужчину в чёрной одежде, который подходил ко входной двери усадьбы. Стало понятно, что у нас гости. Вскоре хлопнула дверь, и нам пришлось быстро собираться и довольно оперативно придумывать путь отхода. Благо в здании было три лестницы, что весьма нам помогло. Уже вскоре мы вышли наружу и направились на выход. На прощание я просто не мог не сделать такую фотографию на усадьбу со стороны осеннего парка и статуи Ильича. Да и закат был красивый, с ярким небом. Что в нашу зимнюю пору — довольно большая редкость.
Старинное фото усадьбы со стороны парка, найденное на просторах интернета.
Очень жалко, что такая усадьба и признанный памятник архитектуры находится сейчас в таком подвешенном состоянии. Надеюсь, что судьба усадьбы будет решена, и в здании вместо мрачной больницы откроется городской музей или картинная галерея.
Источники информации:
1). https://deadokey.livejournal.com/11916.html
2). http://www.bulgakov.ru/moscow/excursion/exc5/
3). http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/09/01/patrikeevy
4). http://arch-zagorod.ru/severo-zapad/usadba-belie-stolbi-t113.html
5). https://irenegro.livejournal.com/950803.html
6). http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_himki_kozmodamianskaya_cerkov.html
7). http://alexdoomer2009.livejournal.com/48049.html
8). http://tomasi.livejournal.com/527767.html
-2 комментария-
Спасибо! Очень интересный репортаж! И очень повезло Вам с проникновением! Как здорово, что не испугались зайти.
С уважением, Ольга
Спасибо большое!!!Да, удалось сделать фотофиксацию этого прекрасного усадебного дома.